-
Юбилейная статья
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22016-05-11 20:04:24
Четыре мифа о гении и одна правда о нем
200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера
24 мая 12:00Анна ГордееваЧеловек театра
http://mn.ru/culture_music/20130524/347143116.html
Его отцом числится полицейский Карл Фридрих Вагнер, умерший от тифа вскоре после появления Рихарда на свет, но сам композитор сильно сомневался в том, что документы соответствуют истине. Быстрое появление отчима в жизни семейства, по-настоящему отеческое отношение его к ребенку, портретное сходство — многое говорило за то, что актер и драматург Людвиг Гейер давно встречался с Иоганной Вагнер. В любом случае он воспитывал ребенка как отец — и, естественно, будущий композитор, его брат и три его сестры росли в театре. Так же естественно, что любимым чтением Рихарда стал Шекспир, и масштаб его трагедий, грохотание в них страстей задали стандарт искусства для ребенка — «мелкие» сюжеты его никогда более не волновали. В первой же (сочиненной в 15 лет) романтической «драме ужасов» «Лейбольд и Аделаида» (кстати, написанной под именем Рихард Гейер) Вагнер по количеству убийств переплюнул «самую кровавую» пьесу английского гения: у того в «Тите Андронике» было 34 трупа, у юного Вагнера — сразу 42. (В последнем действии, когда закончились герои, на сцену были отправлены их призраки.) Но вот что занятно: ребенок, с удовольствием наблюдавший за тем, как гримируются актеры, подросток, сочинявший роли и продумывавший спецэффекты, в солидном возрасте стал одним из обличителей театра, одним из его врагов. Он утверждал, что оперные театры было бы лучше вовсе снести с лица земли, потому что к искусству они отношения не имеют.Дело просто в том, что театры в то время (как, собственно говоря, снова стало сейчас в нашей стране — во многих театрах, во всяком случае) были местом проведения досуга. Артисты и композиторы — обслуживающий персонал, а требования клиентов надо уважать. Один из самых громких провалов вагнеровских опер в Париже (который он неоднократно пытался покорить) случился тогда, когда он «недостаточно прогнулся». При постановке «Тангейзера» композитор отказался вставить во второе действие балетную сцену, вписав ее лишь в первый акт. Аристократы привычно приезжали в оперу к определенному времени, чтобы взглянуть на своих танцующих содержанок, и не захотели прибыть пораньше. Вместо этого они захватили с собой собачьи свистки — и «Тангейзер» в таком сопровождении прошел всего три раза. А шуршание лож! А капризы артистов! Вагнер мечтал о театре, в котором правило бы Искусство (к которому он приравнивал себя — возможно, совершенно справедливо), и не стеснялся высказываться о современных театральных менеджерах совершенно уничижительно. В Дрездене он однажды вручил интенданту проект реформы, которая подразумевала увольнение самого интенданта, и предложил назначить начальником себя. Под конец жизни ему почти удалось такой театр-больше-чем-театр создать — тогда началась история фестиваля в Байройте.
Путешественник и авантюристВагнер много странствовал по Европе, но нравилось ли ему это? Каждый раз он отправлялся в путь по каким-то экстремальным причинам. В 1836-м он оставил первый свой пост — место помощника капельмейстера в Магдебургском театре, — потому что после премьеры его оперы «Запрет на любовь» театр разорился. Вагнер срочно покинул город, захватив с собой самую красивую актрису — Кристину Вильгельмину (Минну) Планер. Он получил работу в Риге и наделал там таких долгов, что был вынужден распродать купленную в кредит мебель и нелегально бежать из Российской империи (паспорт был арестован). Вместе с Минной они пробирались через границу; в Пилау договорились с капитаном шедшего в Лондон корабля, что тот без документов возьмет их на борт. С погодой им страшно не повезло — шторма трепали суденышко три недели, прежде чем им удалось доплыть до Англии. Правда, это путешествие кроме адской морской болезни принесло и пользу Вагнеру: где-то в проливе Скагеррак, где моряки собирались проститься с жизнью, ему пришла в голову мысль сочинить оперу о Летучемголландце.
Дрезденское восстание — с баррикадами, с вводом войск, воззваниями и пожаром оперного театра — виделось ему гигантской декорацией, где должен действовать его герой
В поисках заработка он первый раз приехал в Париж в 1840-м — получил лишь унизительное предложение продать либретто отдельно от оперы, чтобы на этот сюжет сочинил музыку другой композитор (из-за угрозы долговой тюрьмы предложение было принято — впрочем, Вагнер оставил за собой права на территории Германии). Уже знаменитость, в 1864-м он снова тайно бежит из города — на этот раз из Вены — от кредиторов; и все это доводит до отчаяния не только бедную Минну (что, став законной женой композитора, терпит рядом с ним все странствия и скандалы), но и его самого. Настолько, что в какой-то момент он даже думает о самоубийстве. Он ведь вообще не странник, не путешественник по натуре — ему бы тихий домик и регулярный пенсион, он бы вовсе никуда не поехал. В конце 50-х у него был шанс на такую жизнь — цюрихский негоциант и меломан Отто Везендонк строит для Вагнера домик в своей усадьбе, и тогда в письмах композитора звучит тема обретенного рая. Но вот беда — у Везендонка была жена, также интересовавшаяся музыкой, и через некоторое время во избежание публичного скандала Вагнер вынужден был уехать. Результатом знакомства со швейцарской красавицей стал цикл «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» — один из шедевров романтической музыки, и грандиозная опера «Тристан и Изольда», в которой исследователи видят прямую трансляцию житейской ситуации Вагнера в сюжет. Треугольник — покровитель, его жена, Вагнер — превращается в другой треугольник: король, его жена, влюбленный в нее рыцарь. Подарив сюжет «Тристана», судьба снова отобрала у Вагнера покой, и хоть какое-то его подобие композитор получил лишь в Баварии, куда в 1864-м его пригласил юный король Людвиг II, влюбленный в его музыку.
Российские театры отмечают юбилей
24 мая Саратовский театр оперы и балета — премьера «Риенци» (дирижер Юрий Кочнев, режиссер Алексей Степанюк)
25 мая «Новая опера» — премьера «Тристан и Изольда» (дирижер Ян Латам-Кениг, режиссер Никола Рааб)
11–16 июня Мариинский театр — возобновление на Новой сцене тетралогии «Кольцо нибелунга» (дирижер Валерий Гергиев)
6–7 июля Михайловский театр — премьера «Летучий голландец» (дирижер Василий Петренко, режиссер Василий Бархатов)
27 и 29 сентября «Геликон-опера» — «Запрет на любовь» (дирижер Владимир Понькин, режиссер Дмитрий Бертман)
11–13 октября «Геликон-опера» — премьера wwwnibelungopera.ru (дирижер Владимир Понькин, режиссер Дмитрий Бертман)
АнтисемитЭто, собственно, не миф — Вагнер действительно высказывался о евреях самым диким и самым глупым образом (его статья «Еврейство в музыке» даже внесена в список экстремистских текстов, запрещенных на территории Российской Федерации). Вот только наци, радостно цитировавшие композитора и выбравшие его в свои кумиры, приписывали ему качества идеолога, а он таковым не был. Он просто терпеть не мог композитора Джакомо Мейербера и старался любым способом оправдать свои неласковые чувства к нему. Основания для нелюбви были: а) Мейербер был успешен в тех городах, где проваливались оперы Вагнера, б) Мейербер был добр к Вагнеру, когда тот начинал свою карьеру, и помогал молодому автору. Вот против Мейербера и написана была та статья, где Вагнер утверждал, что «необходимо освободить искусство от еврейского гнетущего влияния», и раздавались проклятия в адрес НЕНАЗВАННОГО композитора, который «пишет оперы для Парижа и легко соглашается на постановки их во всех других городах». Что не отменяет, конечно, подлости этих вагнеровских строк, но объясняет их природу.
Революционер1848 год, когда по европейским столицам прокатились революции и восстания, дал Вагнеру, сочинявшему музыку, меняющую миры, шанс поучаствовать в реальных переменах. Дрезденское восстание — с баррикадами, с вводом войск, воззваниями и пожаром оперного театра — виделось ему гигантской декорацией, где должен действовать его герой. И он действовал. Он писал анонимные памфлеты (все знали, кто автор), он участвовал в митингах (и в этот момент его не раздражала толпа) и подружился с Михаилом Бакуниным, который стал гостем в его доме.
Бакунину нравились идеи грандиозной реформы театра, которые тогда Вагнер рассказывал всем и каждому. А сам Вагнер, между прочим, в Бакунине слегка разочаровался: ему показалось, что гость слишком много говорит и слишком мало делает. Но чего хотел Вагнер от революции? Он ни в коем случае не был демократом, ведь и обычный театр ему был не мил потому, что туда может зайти всякий сброд (не в смысле беднота, а в смысле люди любых классов, невнимательные к искусству). Когда в финале жизни он стал выстраивать проект своего фестиваля, первой идеей была продажа именных билетов избранным, для того чтобы случайные люди не попали. (Не удалось — грозил финансовый крах.) И вообще он совершенно не желал свергать вышестоящих, он только хотел, чтобы короли и богачи интересовались искусством вообще и прежде всего его искусством. Должно быть, его завораживала музыка революции, а когда эта музыка закончилась ружейными залпами, он из Дрездена бежал и отправился сочинять своего «Тангейзера».
КомпозиторПрежде всего. Театральный обличитель, требующий, чтобы театру поклонялись, а не использовали его для развлечения; домосед, всю жизнь бегущий из города в город; завистник, прикрывающий свою зависть чувствами еще более неприятными; бунтарь, стремившийся дружить с богатыми людьми и королями, — все это есть. А еще неверный муж, плохой друг (вторую жену увел у приятеля, а до того, чтобы быть рядом с дамой сердца, приманил его хорошим заработком у короля). Но главное — музыкальный гений, хватающий слушателя за шкирку и взлетающий вместе с ним в небеса. Рвущиеся сквозь воздух валькирии. Мрачный монолог Голландца, капитана призрачного корабля. Рассыпающаяся красками увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам». То, что звучит полторы сотни лет и заставляет забыть о деталях биографии.
Оперы Рихарда Вагнера
«Свадьба» (1832, не завершена)
«Феи» (1834)
«Запрет на любовь» (1836)
«Риенци» (1840)
«Летучий голландец» (1841)
«Тангейзер» (1845)«Лоэнгрин» (1848)
«Золото Рейна» (1854)
«Валькирия» (1856)
«Тристан и Изольда» (1859)
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867)
«Зигфрид» (1869)«Гибель богов» (1874)
Поделиться32016-06-14 21:44:36
Тревожный сон фортепьяно «Лира». Памяти Олега Каравайчука
В Санкт-Петербурге умер композитор Олег Каравайчук — импровизатор, известный эксцентричными перфомансами, и автор музыки к нескольким десяткам (а то и сотням) фильмов. По просьбе «Медузы» о Каравайчуке рассказывает журналист Алексей Мунипов.
Олег Николаевич Каравайчук умер, когда весь мир поверил в его бессмертие. В одном из последних интервью он по-ребячески живо пересказывал слова своего лечащего врача — «у вас организм молодого человека» — и прибавлял, что это потому, что он купается в музыке, звук омывает его изнутри, и заболеть он не может просто физически. В этом году ему исполнилось бы 89 лет, но эта цифра кажется чистой абстракцией — он давно жил вне возраста, выйдя за рамки не только любых жанровых ограничений, но и собственного тела.
Его музыка, стремительная и спотыкающаяся одновременно, казалась продолжением его физиологии: шаркающий аккомпанемент, тремор диссонансов, внезапный всплеск оглушительно красивой мелодии. Он двигался и говорил так же, как играл — и то, и другое для него было просто разными способами мыслить, и не случайно все его выступления последних лет превращались в один сплошной монолог, в котором мысль, начатая где-то за пределами сцены, подхватывалась взмахом руки, продолжалась игривым па, резким — когда никто уже и не ждал музыки — аккордом и утопала в длинной кейджевской паузе, преодолевающей все земные возможности пауз. Его любимое положение у рояля — полулежа, с закрытыми глазами, откинувшись как можно дальше — не позволяло догадаться, ждет ли он какого-то особенно правильного звука, задумался или просто задремал, как никогда нельзя догадаться, медитирует ли аскет или он давно уже не с нами.
Его биография, очевидно, так и не будет написана, и о большей ее части мы можем только догадываться. Кажутся более-менее очевидными лишь некоторые пункты: вундеркинд, музыкой занимался с раннего детства, закончил Ленинградскую консерваторию, всю жизнь прожил в Комарово, сочиняя для театра и кино (в числе прочего — к «Коротким встречам» и «Долгим проводам» Киры Муратовой, «Монологу» и «Чужим письмам» Ильи Авербаха). Почти не выступал; первая пластинка, «Вальсы и антракты», вышла, когда ему было 77. Но что именно произошло после окончания учебы, в какой момент живой, полный какого-то летучего обаяния молодой человек, которого можно увидеть в эпизоде фильма «Люблю тебя, жизнь» (1960), превратился в бестелесного призрака в очках и берете — мы, вероятно, уже не узнаем. Понятно лишь, что эксцентричность до известной степени стала его защитной маской, позволявшей жить только музыкой, почти не соприкасаясь со внешним миром — даже с миром филармонических залов, грамзаписи и нотных издательств. Эксцентричность эту, в которой он прекрасно отдавал себе отчет, не стоит преувеличивать — постоянная работа в качестве кинокомпозитора (а он сочинил не то сто, не то двести саундтреков) не могла не требовать известных социальных навыков. Но, конечно, мир запомнит его человеком без пола и возраста, полулежащим у рояля с наволочкой на голове, этой своеобразной шапочкой из фольги, защищающей исполнителя от дурацких мыслей и желаний слушателей.https://www.youtube.com/watch?v=avHmSyIsCYs
Олег Каравайчук (Фильм "Люблю тебя, Жизнь") / Юлия Савинова
Каравайчука сложно причислить к какой-либо композиторской школе, и сами композиторы не очень-то принимали его за своего. Кажется, музыка XX века его вообще не слишком волновала. Неизвестно, что он думал про Стравинского, Шенберга или Кейджа (из всех своих современников он вспоминал только Шостаковича, с которым был знаком и который на него когда-то повлиял). Едва ли знал про существование минималистов или спектралистов. Музыка Каравайчука, несмотря на весь ее импровизационный характер, кластерные диссонансы и особенные отношения со временем, чувственно и эмоционально принадлежит веку XIX-му. Легко представить его приятелем Сати, тапером в каком-нибудь кабачке, даже главой тайного мистического ордена — каковым, в сущности, он в конце жизни и стал. В его музыке слышно много всего — от романтики венских мастеров до кабареточных трелей, от подрагиваний циркового оркестрика до небрежного аккомпанемента к «Утренней гимнастике», но слышней всего — особенная советская грусть хрипящего радиоприемника, передающего вальсы Штрауса в школьной столовой, из которой все давно ушли. Олег Николаевич очень любил хорошие старинные рояли, но вернее всего представить его музыку в виде тревожного сна фортепиано «Лира», забытого за ненадобностью на купчинском пустыре.Его вторая жизнь, начавшаяся после распада СССР, оказалась интереснее первой. Жители Комарово, которые давно привыкли к силуэту сгорбленного чудака в берете, с удивлением обнаружили, что рядом с ними все это время жил композитор — и, как говорят, даже гений. Он впервые съездил за границу (при помощи боготворящего его Курехина), начал появляться на публике и быстро превратился сперва в анекдот, потом в легенду. У него появились и поклонники, и помощники, и за последние несколько лет он успел больше, чем за несколько десятилетий. Записей, правда, осталось немного — два компакт-диска, два DVD и только что вышедший испанский документальный фильм «Олег и редкие искусства», на котором, кстати, видно, как композитор, ни на секунду не выходя из образа, послушно выполняет все просьбы режиссера. По слухам, на даче, куда он никого не пускал, хранятся десятки катушек с записями его музыки, которые никто еще не слышал. Но, скорее всего, вспоминать будут прежде всего его концерты — концерты, на которых он отказывается играть, убегает из зала, танцует со шваброй, проклинает публику, рояль и неправильный состав воздуха; концерты, на которых он вместо выступления ставит собственные вещи и слушает их вместе со зрителями.
Я был на одном из последних, прошлым летом во внутреннем дворике Третьяковки. Олег Николаевич долго и очень издалека подкрадывался к сцене, словно маленькая пугливая рысь. Потом прогнал часть слушателей, примерно час отказывался подходить к роялю, с удовольствием рассказывая, как должна звучать симфония камней и почему он не стал артистом балета. Затем все-таки сел за инструмент, не то засыпая, не то подыгрывая чему-то, чего мы не слышим и не можем услышать. Понемногу всем присутствующим стало понятно, что с концертом это не имеет вообще ничего общего, а сам Каравайчук — это подвижник какой-то тайной аскетической традиции, садху фортепианной импровизации, воскуривающий дым своему внутреннему Мусоргскому — и дым этот при удаче долетает до слушателей. То, что музыка может быть настолько интенсивным эмоциональным и даже телесным переживанием, многие впервые почувствовали именно на концертах Каравайчука.
В конце жизни ему и вправду не нужны были ни зрители, ни выступления, ни даже сама фортепианная игра; он находился в таком композиторском просветлении, что ему уже не нужно было даже садиться за рояль; он и так всегда был в музыке, точнее, он и был музыкой. Ее живым, хитрым, вздорным и непредсказуемым воплощением.
Алексей Мунипов
Источник meduza.io
Поделиться42016-07-17 00:37:12
Рок-хиты и музыка для сказок. Как Алексей Рыбников опередил своё время
00:06 17/07/2015 Екатерина Винокуршина 1 4400
Алексей Рыбников — автор музыки к постановкам «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», фильмам «Приключения Буратино», «Вам и не снилось…», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Тот самый Мюнхгаузен» получил славу «отца русской рок-оперы»Алексей Рыбников.
Алексей Рыбников. © / wwwrussianlook.comТалантлив с юных лет
Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Родители будущего композитора были людьми творческими: отец работал в оркестре Александра Цфасмана скрипачом, а мать — художником-дизайнером.
С самых юных лет мальчик пробовал себя в качестве композитора. Уже в восьмилетнем возрасте он написал несколько фортепианных пьес, а в 12 лет — балет «Кот в сапогах». Как замечает сам Рыбников, именно благодаря этому сочинению он стал композитором. При поступлении в музыкальную школу мальчик провалился на экзаменах, но после усиленных занятий в течение двух лет поступил сразу в третий класс Центральной музыкальной школы. Желание юного Рыбникова показать своего «Кота в сапогах» вскоре было удовлетворено с помощью отца, который в то время работал скрипачом в оркестре кинематографии. Он дал послушать сочинение сына знаменитому композитору Араму Хачатуряну, который без раздумий взял начинающего музыканта в свой класс.
Официальным дебютом Рыбникова стало исполнение фортепианной сонаты «Хороводы», написанной на первом курсе Московской консерватории. А после блестящего окончания обучения юноша стал ассистировать Хачатуряну в его классе и преподавать сам. В эти годы композитором были созданы многие камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета, для баяна и оркестра русских народных инструментов.Музыку для кино Рыбников начал писать с 1965 года. Короткометражный фильм «Лелька», выпущенный режиссёром Павлом Арсеновым, стал его первым опытом в кинематографии. Сейчас на счету композитора более 100 фильмов, среди которых такие известные российские картины, как «Остров сокровищ» (1971), «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), «Усатый нянь» (1977), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978), «Вам и не снилось…» (1980), «Тот самый Мюнхгаузен» (1981). В последние годы композитор написал музыку к таким фильмам, как «Заяц над бездной» (2005), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Отец» (2007), «Братья Карамазовы» (2008).
Шагнувший в следующий век
В 1976 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола состоялась премьера мюзикла «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», музыку для которого написал Рыбников. На следующий год был выпущен и распродан многотысячными тиражами двойной альбом этого спектакля. Сборник занял первое место во всесоюзном хит-параде лучших грамзаписей, а его автор прославился как талантливый современный композитор.
В 1981 году в том же театре состоялась премьера рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского. Спектакль имел оглушительный успех не только в СССР, но и за рубежом, а Рыбников стал основателем нового жанра в советской музыке. Сам композитор о новом направлении говорил так: «Мюзикл — это шампанское с пирожными, а рок-опера — водка с чёрным хлебом. Рок-опера — это гораздо более глубокий и трагический сюжет. Она значительно тяжелее по ритмике, по форме, по манере пения».
Интерес к «Юноне и Авось» и её создателям подогревали в первую очередь западные СМИ. Сразу после премьеры в Time Magazine писали: «Шум, пробивавшийся сквозь стены и перекрытия театра им. Ленинского комсомола, был достаточно громок, чтобы разбудить основателя Советского государства в его Кремлёвском мавзолее. После почти трёхнедельных препирательств с официальными советскими инстанциями хард-рок триумфально захватил ленкомовские подмостки». В New York Times также считали спектакль антисоветским: «Находившийся в работе четыре года, изысканный причудливый синтез взращённых на родной почве и привнесённых извне тем и форм, он обозначен как первый для советской сцены, где вообще рок-оперы довольно новое и редкое явление. Сочетание религии, полуприкрытых намёков на политику и откровенного признания западного рока». После такой «рекламы» у авторов «Юноны и Авось» возникли трудности: спектакль долгое время не хотели выпускать за рубеж, затянулся и выпуск пластинки с композициями Рыбникова. Казалось, что его музыка значительно опережает своё время.Композитор и не только
Рыбникову чудесным образом всю жизнь удаётся сочетать композиторскую деятельность и активную общественную жизнь. В 1988 году музыкант основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. Ровно через 11 лет создал Театр Алексея Рыбникова, которым руководит и сегодня. Также он известен как художественный руководитель Большого Концертного Зала «Академический», член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям. Рыбников является членом правления российско-британской «Творческой ассоциации», а в 2006 году он возглавил I Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра», став его президентом.
Самым главным делом в жизни Рыбникова всегда была и остаётся музыка, он считает её самым необъяснимым из искусств и в то же время самым необходимым. Как говорит сам композитор: «Музыка — одно из доказательств того, что душа всё-таки существует».
Бросок в Калифорнию. Кем на самом деле был командор «Юноны» и «Авось»
14:09 08/04/2014 Константин Кудряшов 6 13790
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2014
Энциклопедия «Британика» поставит его имя в один ряд с Петром I и М. Ломоносовым. С чего бы такая честь? И кто он вообще такой?Памятник Николаю Петровичу Резанову в Красноярске. © / MaxBioHazard / Commons.wikimedia.org
8 апреля 1764 г. в Петербурге у судейского чиновника Петра Резанова и его жены Александры, урождённой Окуневой, родился сын Николай. Событие невеликое, но об этом мальчике будут писать стихи, поэмы и романы на многих языках мира. Появится даже рок-опера.
Памятник Николаю Резанову в Красноярске. Правда и мифы о романе Николая Резанова и Консепсии де Аргуэльо
А энциклопедия «Британика» поставит его в один ряд с Петром I и М. Ломоносовым. С чего бы такая честь? И кто он вообще такой?Ответом служат всего два слова. «Юнона» и «Авось». И сразу становится ясно: это тот самый Резанов. Андреевский флаг. Русская Америка и Калифорния. Испанская красавица Кончита. Любовь. Трагическая смерть. И потрясающие строки Вознесенского: «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь…»
Спасибо поэту Андрею Вознесенскому, композитору Алексею Рыбникову и режиссёру Марку Захарову за поставленную в далёкие 1980-е в «Ленкоме» «Юнону» и «Авось». Если бы не они, в нашей памяти никакого Резанова и не было бы. Действительно, ещё в начале XX в. русский эмигрант Александр Шпилин сокрушался: «Резанов остаётся забытым и неизвестным в России».
Николай Петрович Резанов
Николай Петрович Резанов. Фото: Commons.wikimedia.org / anonimus
«Мы - пскопски`е!»Захаров и Вознесенский рассказали историю, в которой нет ни слова правды, кроме имён. А ведь поначалу в биографии нашего героя не было ничего романтического - он прозаически просиживал штаны в чине коллежского асессора в Псковской палате гражданского суда с жалованьем 300 руб. в год. Но вот он уже статский советник, камергер двора и пробивается через Тихий океан - от Русской Америки в испанскую Калифорнию. Как мелкий чиновник превратился в такую фигуру? И почему оказался в Америке?
Дело было так. Его семья была дружна с поэтом и сановником Гаврилой Державиным. Того назначили личным секретарём императрицы Екатерины II. Он-то и протолкнул своего протеже Резанова в «чиновники особых поручений». Николая послали в Иркутск - проверить деятельность штаб-квартиры Русско-американской компании, которая занималась торговлей мехом. А там - 15-летняя дочь главы компании Григория Шелихова Анна. Дело окончилось женитьбой, и наш герой оказался накрепко привязан к делам Русско-американской компании.
Увы, молодая жена скончалась родами в Петербурге. Отец-одиночка был готов наложить на себя руки. Его спасла... первая русская кругосветка, организованная в 1803 г. Резанова обязали быть её главой. Правда, забыли предупредить об этом военного начальника экспедиции, адмирала Крузенштерна. В результате вельможи чудовищно поссорились, и Резанов был буквально ссажен на берег в городе Новоархангельск, что на Аляске. Именно оттуда он и совершил знаменитый бросок в Калифорнию.
Няш-мяш, Форт-Росс наш. Как русские Калифорнию присоединяли
Русский ХоккайдоЭто только в опере: «Готов буду приобрести на Санкт-Петербургской верфи две шхуны и преисполнен буду решимости пуститься в плавание к берегам Нового Света!» На деле же вышло, что шхуну «Юнона» купили у американцев, на Аляске. И тендер (вспомогательный корабль) «Авось» строили там же. Никакого «гордого Андреевского флага» не было - шли под коммерческим флагом Русско-американской компании. А компании грозил голод. Нужно было где-то купить или взять продовольствие - срочно, иначе погибнут люди. Резанов с этой задачей справился.
И вот два корабля с оголодавшей, шатающейся от цинги русской командой отошли к югу от Русской Америки. Шли месяц. И дошли. Увидели благой край: «Хорошая земля, тёплый климат. Хлеба и скота много, а больше ничего». Так охарактеризовала Калифорнию «первая красавица этой земли» Мария дела Консепсьон Марчелла Аргуэлло - та самая Кончита из известной рок-оперы.
Памятник над могилой Николая Петровича Резанова, Красноярск Фото: Commons.wikimedia.org / MaxBioHazard
Торг шёл под пушками. Отец Кончиты, губернатор, испугался русских. Даже таких - обессилевших от цинги и непривычного морского перехода. А она сама… Обычно говорят, что Николай Резанов, к тому времени уже 40-летний вдовец, обольстил 15-летнюю розу Испанской Америки - дескать, внушал ей «преимущества богатого русского двора» и указывал на убожество Калифорнии.На самом деле Кончита увидела в русском своего. В течение последних 6 лет она воспитывалась в Париже, потом оказалась сосланной буквально на край света - и вдруг такой кавалер! Пусть с цинготной командой, пусть 40 лет, но - из столицы, Санкт-Петербурга! Камергер двора! Командор Мальтийского ордена, свободно изъясняющийся по-французски и по-испански!
В общем, отец Кончиты дал согласие на строительство русских крепостей в Калифорнии. А также почти задаром отдал груз в «2156 пуд. пшеницы, 351 пуд. ячменя, 560 пуд. бобовых. Сала и масла на 470 пуд. и ещё всяких вещей на 100 пуд., да так, что судно не могло поначалу отправиться». И одобрил помолвку своей дочери с вдовым русским. «Юнона» уходила, сочась жиром и салом. Сама же Кончита обещала ждать своего жениха, который отчалил со всеми этими «пудами» в свою Русскую Америку.
Николай Резанов, спеша в Петербург, умер под Красноярском. Кончита получила известие о его смерти спустя 2 года. И вовсе не сидела она на скале в ожидании русского жениха, а просто ушла в монастырь и посвятила свою жизнь благотворительности. Зато корабли «Юнона» и «Авось» ещё при жизни Резанова успели навести шороху. Он отправил их «посмотреть, что на Сахалине и что там Япония». В результате от японцев были освобождены и сам Сахалин, и Кунашир, и все Курильские острова. Если бы «Юнону» и «Авось» не остановили повелением Петербурга, то русским был бы и Хоккайдо - крупнейший из островов нынешней Японии. Потому что наши, разогнав японские гарнизоны, уже к нему примеривались.
http://www.aif.ru/society/history/broso … ony_i_avos
Правда и мифы о романе Николая Резанова и Консепсии де Аргуэльо
0:24 28/03/2014 Нина Зуева 0 3054
Подоплёка любовной истории русского графа и 15-летней испанской красавицы.
128 марта исполнилняется 250 лет со дня рождения российского государственного деятеля, дипломата Николая Рязанова (28 марта 1764 года – 1 марта 1807 года). Любовная история Резанова и 15-летней дочери коменданта Сан-Франциско (Калифорния) Консепсии де Аргуэльо, воспетая в рок-опере «Юнона и Авось», до сих пор оставляет много вопросов. Из писем командора понятно, что он в действительности не питал возвышенных чувств к молодой испанке, а руку и сердце предложил из политических соображений.«Гишпанская красавица»
В июне 1806 года путешественник Николай Резанов на судне «Юнона» прибыл в Сан-Франциско. Целью визита - договориться с испанскими властями (Калифорния тогда принадлежала Испании) об обеспечении продовольствием российских жителей Аляски, где свирепствовал голод.
Установить торговые связи с Калифорнией в то время было практически невозможно: испанские власти не одобряли подобных сделок. Кроме того, Испания была союзницей Наполеона, в любой момент могла начаться война. Деловые переговоры с испанскими властями о доставке продовольствия на Аляску не принесли результата, и командор пошёл другим путем.
Из донесения Николая Резанова другу и покровителю министру коммерции графу Николаю Румянцеву: «Видя положение моё не улучшающееся, ожидая со дня на день больших неприятностей и на собственных людей своих ни малой надежды не имея, решился я на серьёзный тон переменить свои вежливости. Ежедневно куртизируя гишпанскую красавицу (Консепсию де Аргуэльо – дочь коменданта Сан-Франциско -прим. автора), приметил я предприимчивый характер её, честолюбие неограниченное, которое при пятнадцатилетнем возрасте уже только одной ей из всего семейства делало отчизну её неприятною.«Прекрасная земля, тёплый климат. Хлеба и скота много, и больше ничего». Я представлял ей российский посуровее, и притом во всем изобильный, она готова была жить в нём, и наконец нечувствительно поселил я в ней нетерпеливость услышать от меня что-либо посерьёзнее до того, что лишь предложил ей руку, то и получил согласие».
Консепсия де Аргуэльо Фото: Commons.wikimedia.org
Так Николай Резанов влюбил в себя 15-летнюю дочь коменданта Сан-Франциско - Консепсию де Аргуэльо. 42-летний командор отличался «воспитанностью, образованностью, внутренней деликатностью и повышенным чувством долга», отмечает историк, профессор Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Геннадий Быконя.Горожане могли заработать на роскошные наряды и жильё. За лучшей жизнью ехали в Сибирь купцы со всей России Кроме того, Николай Резанов - единственный из всей русской делегации в Калифорнии владел испанским языком и рассказывал 15-летней Консепсии прекрасные истории о жизни в России, о Петербурге, о богатом дворе Екатерины Великой, тешив тем самым её самолюбие. Дарил дорогие подарки.
На предложение руки и сердца влюбленная Консепсия согласилась, не раздумывая. Но разность религий не позволяла заключить брак. «...С того времени, поставя себя коменданту на вид близкого родственника, управлял я уже портом Католического Величества так, как тою требовали и пользы мои», - написал Николай Резанов графу Николаю Румянцеву.После помолвки командора и Консепсии де Аргуэльо, «Юнона», полная продовольствия отбыла на Аляску.
Обеспечив таким образом русскую Америку продуктами, жених Резанов отправился в Петербург - получить ходатайство Императора на брак перед папой римским. Он обещал Консепсии вернуться через два года и воссоединиться с ней, но скончался от болезни в Красноярске 1 марта 1807 года, так и не доехав до Петербурга.Историк Геннадий Быконя не исключает, что Николай Резанов мог испытывать «светлые, глубокие чувства к Консепсии, однако у командора был и прагматичный мотив для женитьбы на молодой богатой испанке».
«Ему нужно было вопреки местной португальской администрации добиться разрешение на приобретение продовольствия для голодающих, нуждающихся русских Новоархангельска. И здесь чувства к Консепсии, которая владела одним из поместий в испанской Калифорнии, помогли ему решить свою практическую задачу», - говорит Геннадий Быконя.
Любовь или расчёт?
О том, что не было никакой любви, воспетой в рок-опере Вознесенского-Рыбникова «Юнона и Авось», говорит и сам Николай Резанов в своем последнем письме к свояку Михаилу Булдакову. Командор по секрету признается, что роман его с Консепсией - всего лишь «жертва отечеству», а сердце принадлежит покойной жене Анне Шелиховой, похороненной в Петербурге.«Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю её, и плачу о том, что нет ей места в сердце моём, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, СОХРАНИ тайну» - последнее письмо Николая Резанова от января 1807 года, адресованное Михаилу Булдакову.Историк Геннадий Быконя добавляет, что вокруг романа Николая Резанова и Консепсии до сих пор ходят легенды. Одна из них - Консепсия де Аргуэльо хранила верность жениху много лет, дала обет безбрачия и, узнав о смерти, ушла в монастырь добровольно.
«Другие авторы, и сейчас известно, что так и было, говорят, что Консепсия узнала о смерти возлюбленного уже через три с половиной года, и по правилам испанцев она, как невеста, обязана была уйти в монастырь. То есть, это был не добровольный акт как продолжение беззаветной любви, как один из вариантов отношений, а в некотором роде обязанность», - говорит Геннадий Быконя.Сам Андрей Вознесенский, автор поэмы «Авось», по которой была поставлена рок-опера, в своих воспоминаниях писал, что образы героев поэмы и впоследствии написанной оперы «не во всем адекватны прототипам». В реальности герои поэмы были менее романтичны и руководствовались в своих действиях прагматичными соображениями.
Российская Калифорния
Известно, что командор планировал закрепить Калифорнию за Россией, основать там русское поселение для снабжения Аляски хлебом и молочными продуктами.
Современный Форт-Росс. Introvert. Фото: Commons.wikimedia.org
«Мало-помалу можем простираться далее к югу, к порту Сан-Франциско. В течение десяти лет до той степени можно усилиться, что и Калифорнский берег всегда иметь в таком виду, чтоб при малейшем стечении обстоятельств можно его было б включить в число российских принадлежностей. Гишпанцы весьма слабы в краю сем», - писал Николай Резанов директорам Российско–Американской компании после возвращения из Калифорнии на Аляску.Уже после смерти Резанова в 1812 году по его инструкции в 80 км к северу от Сан-Франциско было организовано поселение, состоящее из небольшой крепости Форт-Росс и нескольких домов. На эту территорию претендовали испанцы, но они так и не колонизировали её. Хозяевами здесь были индейцы, у которых русские купили землю за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, нескольких ниток бус.Но просуществовало поселение недолго. Через 30 лет, в январе 1841 года, Форт-Росс по причине своей убыточности был продан гражданину Мексики Джону Саттеру за 42857 руб. серебром (около 30 тыс. американских долларов). В настоящее время Форт-Росс - историческая достопримечательность Калифорнии.
View of Fort Ross, 1828, A. B. Duhaut-Cilly. Fort Ross State Historic Park Photo Archives. Фото: Commons.wikimedia.org
Адмирал США Ван Дерс в 1960 году писал: «Н. П. Резанов был человеком большой прозорливости, кто знает, если бы не его случайная смерть, то, может быть, в настоящее время Калифорния была бы не американской, а русской».«Патриотизм заставил изнурить все силы мои»
Скончался Николай Резанов 1 марта 1807 года в Красноярске, возвращаясь из Новоархангельска в Петербург. По дороге он простудился, сильно ослаб. Но продолжал путь, несмотря на уговоры врачей. Недалеко от Красноярска упал с лошади, ударился головой и потерял сознание, через несколько дней умер.
Он был похоронен в Красноярске возле Воскресенского собора в районе «Стрелки». Сейчас на месте собора – Концертный зал. По некоторым свидетельствам, в конце 50-х годов прошлого века могила командора была перенесена на Троицкое кладбище, но точное место захоронения до сих пор не известно.
В последнем письме Резанов написал: «Патриотизм заставил изнурить все силы мои, с надеждой, что правильно поймут и надлежаще оценят; — я плавал по морям, как утка; страдал от голода, холода, в то же время от обиды и ещё вдвое от сердечных ран моих».