Современная музыкальная критика и журналистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Фольклор

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

-

2

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Подборка текстов русских народых колыбельных.

с

Составила Резничек Наталья Владимировна
http://pandia.ru/text/78/112/62804.php
Баю - баю – баюшки

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

Колыбельные про гулененек

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали доченьку качать,
Стали доченьку качать,
Стала засыпать.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать -
Стала дочка засыпать.
Будут люли говорить,
Чем нам детку накормить
Полетят они в лесок
И найдут там колосок
Станут кашку варить,
Станут деточку кормить
Белой кашей с молочком
Да румяным пирожком.
Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали доченьку качать,
Стали доченьку качать,
Стала дочка засыпать.

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

Ветер, солнце и орел
(народное переложение колыбельной Майкова)

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!

Со вечера дождик

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает.
Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.
Ее величает
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.
Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее.
Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее.
Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.
Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.
Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает
Брат сестру качает.

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Сидит Дрема

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Бука

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.

Серенький волчок

Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.

Берёзонька скрип, скрип

Берёзонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит...
Моя доченька уснёт —
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в рот попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит...

с

русских и зарубежных композиторов.

Колыбельная песня.

Перевод с немецкого О. Свириденко

Музыка В. Моцарта

1. Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни.

Пчёлки затихли в саду.

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит.

Глазки скорее сомкни!

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни!

2. В доме всё стихло давно,

В погребе, в кухне темно…

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Что там за шум за стеной,

Что там за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни!

3. Сладко мой птенчик живёт:

Нет ни тревог, ни забот;

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь весёлых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни!

Колыбельная.

Стихи Аспазии, перевод с латышского

Музыка Р. Паулса

1. За печкою поёт сверчок.

Угомонись, не плачь, сынок, –

Вон за окном морозная,

Светлая ночка звёздная.

Светлая ночка звёздная.

Светлая ночка звёздная.

2. Будут орехи, сладости,

Будут забавы, радости,

Будут сапожки новые

И пряники медовые.

И пряники медовые.

И пряники медовые.

3. Ну, отдохни хоть капельку.

Дам золотую сабельку.

Только усни скорей, сынок,

Неугомонный мой сверчок.

Неугомонный мой сверчок.

Неугомонный мой сверчок.

Колыбельная медведицы.

Стихи Ю. Яковлева

Музыка Е. Крылатова

1. Ложкой снег мешая,

Ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи –

Белые медведи – 2 раза

Спи и ты скорей, малыш!

2. Мы плывём на льдине,

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи –

Звёздные медведи – 2 раза

Светят дальним кораблям.

Колыбельная Светланы.

Из музыки к пьесе «Давным-давно».

Стихи А. Гладкова

Музыка Т. Хренникова

1. Лунные поляны…

Ночь, как день светла…

Спи, моя Светлана,

Спи, как я спала…

В уголок подушки

Носиком уткнись.

Звёзды, как веснушки,

Мирно светят вниз.

2.Лунный сад листами

Сонно шелестит.

Скоро день настанет –

Что-то он сулит?

Догорает свечка,

Догорит дотла…

Спи, моё сердечко,

Ночь, как сон, светла…

НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.

Котенька-коток.

Ах ты, котенька-коток,

Котя серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою Сонечку качать.

Я тебе, коту, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Полну крынку творога,

Платок аленький свяжу,

Тебе шейку повяжу;

Шубку бархатну куплю,

Всю на беличьем меху.

Баю, баюшки баю.

Баю, баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток!

Баю, баюшки-баю,

Под ракитовый кусток!

Гур кота, гур кота.

1. Гур кота, гур кота,

Андрюшеньке – дремота.

Баю, баюшки, баю,

Баю деточку мою.

2. Прилетели гулюшки,

Садились на люлюшку.

Баю, баюшки, баю,

Баю деточку мою.

3. Ходит сон по сеням,

Ходит тень по новым.

Баю, баюшки, баю,

Баю деточку мою.

4.По полу по лавочкам

Сон похаживает.

Баю, баюшки, баю,

Баю деточку мою.

Спи, дитятко, почивай.

Спи, дитятко, почивай,

Свои глазки закрывай.

Ходит Сон по лавочке,

А Дрёма-то по полу.

Как Дрёма-то говорит:

– Где ж мне было бы ходить?

Где ж мне было бы ходить,

Мою Лизаньку найти?

Мою Лизаньку найти,

В голову бы к ней пройти?

В голову бы к ней пройти

И покрепче усыпить.

Бай, бай, бай, бай.

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай!

Ты, гудок, не гуди,

У нас Ванюшу не буди!

Поэтика северодвинских колыбельных песен

с

Горбунова Кристина Александровна

Студентка гуманитарного института ФГАУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» в г. Северодвинске, Россия

Фольклористы обратили внимание на такое обстоятельство, что активно пропагандируемые официальной культурой исторически сложившиеся жанры в устном репертуаре на грани вымирания. Особенно это касается такой классической разновидности устного народного творчества, как колыбельные песни. В качестве причин забвения колыбельных песен называют изменившиеся условия жизни, воспитания, даже самих обычаев укачивания ребёнка. В то же время определённая потребность в жанре остаётся.

Изучением жанра колыбельных песен в фольклоре занимались В. Я. Пропп, А. В. Ветухов, В. В. Головин и др. Их работы посвящены следующим аспектам: поэтике, актуальности, характеристике сюжетов, классификации образов традиционных колыбельных песен и т. д.

Задача нашей работы по собиранию фольклорного материала состояла в том, чтобы доказать или опровергнуть констатацию значительной или почти полной утраты данной фольклорной традиции, в современном городе - в частности.

Мы провели работу на территории города Северодвинска. Нам удалось записать 25 фольклорных текстов. Материалами по данной теме поделились 6 человек разных возрастных групп (от 20-30, 40-50, 50-60, 60-70 лет). Среди информантов были люди, родившиеся в Северодвинске (3 человека), и приехавшие в город (3 человека) — из Вельского района, из Поволжья. Информантами выступали люди, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с воспитанием детей (воспитатели детских садов).
Анализ полученных данных показал, что колыбельные песни не являются специфичными и не употребляются в определённой возрастной группе или в какой-то особой ситуации. Произведения этого жанра используют представители разных возрастных групп, но в основном женщины. Представители одной возрастной группы адресуют их представителям другой (родители, укачивая детей, поют их). Информанты старшего поколения знают больше колыбельных, чем молодёжь. Знание колыбельных у людей, приехавших в Северодвинск, шире. Репертуар колыбельных песен определяется профессиональной принадлежностью: воспитатели детских садов, естественно, знакомы с этим жанром и охотно его передают.

Изучение поэтики записанных колыбельных песен привело к выводам

1. Сюжетами колыбельных песен являются:

-  описание того, как спят обитатели мира природы (месяц, звёзды, пчёлки, рыбки);

-  сюжет встречи с животным ( с котом, волком, собачкой);

-  приглашение в дом какого-либо существа — животного мира («Приди, котик, ночевать») или потустороннего мира («Сон да Дрёма, приди к Ване в голова»);

-  запрет произведения действия, обращённый к животному («Собачка не лай, не скули, не буди»);

-  выстраивание образа будущего, несуществующей действительности («В сказке можно покататься на Луне, и по радуге промчаться на коне») или возможной действительности («Сладко мой птенчик живёт: нет ни тревог, ни забот, вдоволь игрушек, сластей, вдоволь весёлых затей»).

Колыбельные песни содержат сюжет пожелания. Обычно к ребенку обращаются с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда с просьбой слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы.

Баю-баю-баю-баю

Не ложись, дитя, на край,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Сюжет колыбельной песни описать сложно. Поэтому обычно записываются только некоторые традиционные мотивы или сюжеты, которые хранятся в памяти людей. Но в естественной ситуации, в процессе импровизации исполнители образуют текст, в котором они «произвольно и свободно варьируют и контаминируют бытовавшие традиционные мотивы и образы, целые словесные блоки, создают многообразные композиции».

2. Композицию колыбельных песен тоже описать достаточно сложно, поскольку порой текст представляет собой один композиционный элемент, выхваченный из контекста.

3. Основной структурообразующей единицей колыбельной песни является мотив, всегда имеющий функциональный смысл. Каждый мотив характеризуется достаточно устойчивой группой формул и устойчивым образным рядом. Например, мотив качания. Основные формулы мотива: «Стали гули ворковать, колыбелечку качать», «Приди, котя, ночевать, приди деточку качать», «Я дитя оберегал, колыбелочку качал». Мотив имеет особое значение, поскольку он дублирует усыпительную технологию на вербальном уровне (качание ритмически организует текст, как и текст организует ритм качания.).

4. Образный состав колыбельных песен.

Для колыбельных характерен следующий образный состав: 1) образы природного мира - «берёзонька», «малиновый кусток», «ракитов кусток», «сад весенний», «свежи росушки», «ноченька», «волн морских»; 2) образы небесных светил - «месяц», «звёзды», «красно солнышко», «орел» 3) образы животного мира - «петушок», «собаченька, «котенька-коток», «пчёлки», «рыбки», «мышка», «птеньчик», «серенький волчок», 4) сказочные образы - «Глупый Сон, Сон! Неразумная Дрема!», «усталые игрушки», «Жар-птицы», 5) образы, связанные с человеческим бытом, - «зановесочка шелкова», «кувшинчик молока», «новы валенки» и т. д.

Содержание колыбельных песен помогает сознанию ребенка смоделировать картину мира, в которой есть дом – знакомое пространство и запредельное чуждое пространство – лес. Он слышит, что в доме есть пол, лавки, кроватка, в кроватке его подушка.

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

Дрема по полу брела

К Маше нашей забрела

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла.

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

Таким образом, в пространстве выделяются константы – верх / низ, своё / чужое.

А в лесу под ракитовым кустом живет серый волк. Закладывается важное представление о границе между двумя этими мирами, в песнях – это край («не ложися на краю…»). Из того мира приходят Сон и Дрема, туда улетают гуленьки и приносят сон. В этом мире ребёнок защищен и обогрет, а там его ждут испытания.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в фольклоре современного города колыбельная песня жива. Колыбельные песни – жанр, обслуживающий события жизненного цикла человека. Выполняют воспитательную, развлекательную и социализационную функции. Отражают систему этнокультурных стереотипов (временных, пространственных, эмотивных и позиционных), формируют определённую ментальность, а значит, служат средством введения ребёнка в родную культуру.

Риманова И. А. Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у детей младшего дошкольного возраста

с

Риманова И. А. Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у детей младшего дошкольного возраста // Культурологический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект: сборник научных трудов / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 150 – 154.

Актуальность нашего исследования обусловлена признанием концепцией дошкольного образования незаменимой роли музыкального искусства в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры, начиная с младшего дошкольного возраста, имеет важное значение не только для развития музыкальных способностей, но и общего развития ребенка.

По мнению современных исследователей фольклора, колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное пение», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. В колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть [3; 106].

Народные колыбельные песни существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.

Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойный тон, негромкое звучание (мягкая динамика), размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии, обилие повторяющихся мелодических оборотов, наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русском языке это слова «баюшки-баю», «люли, люлюшки» в разных сочетаниях и видоизменениях.

Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одни и те же тексты, мелодичные вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет. Колыбельные следуют одна за другой, скрепленные припевом убаюкивающих слов.

В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть, вместе с тем часто желание счастья, благополучия, богатства, удачи:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:

Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один Ленечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поет.

Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:

Ли люди, люди, люли,

Прилетели к Вале гули.

Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность [4; 103].

Исследователи фольклора (В. П. Аникин, П. В. Шейн и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам. Слову над колыбелью в старину придавалось значение заклинания. О связи колыбельных с заговорами свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста:

Спи по ночам, расти по часам!

Древние колыбельные возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дрёме, Угомону:

Сон да Дрёма,

усыпи моё дитя!

Русский исследователь фольклора А. Ветухов писал, что сон в колыбельных представляется усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но не во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их.

Некоторые фольклористы-исследователи (В. П. Аникин, В. Е. Гусев, Н. И. Толстой и др.) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «Баю, баю, баюшки», либо «Люли, люлюшки» в самых различных сочетаниях.

Пение зависело от ритмического движения колыбели. Ритм сочетался с распевом повторяющихся припевных слов. После каждой строфы появлялось новое слово: «Баю милую, баю славную» и т. д.

Иногда колыбельные песни отражали исторические события. В песне звучала тревога матери за сына, которому предстоят воинские подвиги. Был обычай пугать детей именем врага. Так, в повести «Об Александре Невском» упоминается о том, что татары унимали своих детей от плача именем новгородского князя Александра Невского. В русских же колыбельных мать пугала ребенка именем Мамая, грозного татарского хана:

Баю-бай, баю-бай!

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит – Васеньку отдай,

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

Порой, чтобы овладеть вниманием ребенка, утомившего плачем, мать запугивала его страшным букой, стариком, волчком:

Ну, баю, баю, баю!

Баю дитятку мою!

Придет старый старичок,

Хворостинкой посечёт.

По типу повествования колыбельные песни разделяются на императивные и повествовательные. Императивные представляют собой монолог, обращенный или к ребенку с пожеланием сна, или к другим персонажам с просьбой помочь укачать дитя. Повествовательные песни содержат рассказы о животных, бытовую зарисовку, описание колыбели, что сближает их со сказочками.

Иногда колыбельные содержат в себе оба типа повествования – рассказ и обращение.

По типу содержания можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста.

К первой группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды. К этой же группе отнесем и песни с описанием богатой колыбели, ее возвеличиванием (образы золотой колыбели, золотого крюка, люльки «точеной, позолоченной»).

Во вторую группу входят песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой помочь укачать ребенка – к коту, голубям (гулям), галкам; к животным, мешающим ребенку спать, - к петушку, собачке, птицам; а также рассказы о животных и птицах.

Третью группу составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона (рассказ о них или просьба поскорее угомонить ребенка).

К четвертой группе отнесем колыбельные, в которых содержится мотив устрашения, запугивания ребенка (бука, старик, серенький волчок).

Иногда различные типы содержания объединяются: в одной колыбельной фигурируют и кот, и гули и т. д.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли почти без них. В учебниках для педагогических институтов встречаются даже указания на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком… колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью» [1; 54]. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.

Колыбельные – целый пласт народного искусства. Сфера воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.

Колыбельные помогают матери наладить контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

Воспитательная функция песен выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.

Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть еще простейшим образам, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь [2; 106].

Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельные несут важную функцию – с раннего возраста они формируют основы, начала музыкальной культуры, так как компоненты колыбельных есть компоненты музыкальной культуры. Пение колыбельных – незаменимый момент в первые годы жизни ребенка, отсутствие колыбельных в этом возрасте приводит к неправильному закладыванию основ музыкальной культуры и культуры ребенка в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Петрова, В. А. Музыкальные занятия с малышами / В. А. Петрова. – М. : Просвещение, 1993.

2.  Петрова, В. А. Слушание музыки : Первая младшая группа / В. А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 3\4. – С. 52 – 58.

3.  Радынова, О. П. Музыкальные шедевры : Авторская программа и методические рекомендации / О. П. Радынова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 1999. – 178 с.

4.  Радынова, О. П. Мы слушаем музыку: [О музыкальных занятиях в детском саду] / О. П. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 3. – С. 104 – 107.