Современная музыкальная критика и журналистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Проблемная статья

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

-

2

=

3

Как в Петербурге веками боролись с тлетворным влиянием музыки
Александр Саблин

Свернутый текст

/
24 мая, 21:41

Депутат Марченко добивается запрета песни "Ленинграда" "В Питере — пить", а Сергей Шнуров в своё оправдание ссылается на указ Петра Первого, но, как выяснил Лайф, указ является фейком, а борьба с вредной музыкой имеет в Петербурге старые традиции — Чайковский, Вайнштейн и Мадонна не дадут соврать.
Пить или не пить в Питере? Решением злободневного вопроса, поднятого в творчестве культовой группы, занимаются не только местные меломаны, но и депутаты с прокурорами. По просьбе парламентария Евгения Марченко в тексте песни и в сценарии снятого по ней клипа ищут признаки пропаганды алкоголизма, хулиганства и насилия в отношении представителей власти.

— Я хочу, чтобы клип "В Питере — пить" проверили не только на наличие пропаганды алкоголизма, но и на наличие нецензурной брани. Я хочу, чтобы Шнурова наказали и запретили. Запрещено законом ругаться, — заявил Марченко Лайфу.

В ответ Сергей Шнуров решил опереться на непререкаемый авторитет основателя Петербурга.

— Из указа Петра Первого о достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем. "...яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не принять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат: буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить, дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава, ибо сия смерть на Руси издревле почётна..." — написал музыкант в "Инстаграме".

Текст такого "указа" действительно годами расходится в Интернете и часто принимается за подлинный, хотя и пародийный стиль, и многочисленные лексические анахронизмы легко выдают фейковое происхождение "документа". В Полном собрании законов Российской империи можно без труда отыскать настоящий указ насчёт ассамблей или попросту балов, объявленный генерал-полицмейстером Девиером (тогдашним "главой МВД"). Никаких директив насчёт культуры пития там нет.

И всё же художественное чутьё Сергея Шнурова, никогда не называвшего себя историком, отнюдь не обмануло. Первый российский император, в отличие от многих своих предшественников, действительно терпимо относился ко всякой музыке, в том числе к застольным мелодиям, сопровождающим бурные возлияния. И пока где-то в глубинке по привычке за бесовские песни и игру на гуслях могли примерно наказать батогами, на берегах Невы строилась новая музыкальная столица России — с профессиональным оркестрантами и публичными концертами. Но и Евгений Марченко отнюдь не попал пальцем в небо. Борьба с непристойными художественными тенденциями в музыкальном творчестве — старинная петербургская традиция.

К примеру, коллеги Марченко Андрей Анохин и Виталий Милонов уже несколько лет воюют с музыкальным сатанизмом. Из последних достижений: Анохин "предотвратил" гастроли польской блэк-метал-группы Batushka, а Милонов — австрийской блэк-метал-группы Belphegor. Для этого общественному помощнику депутата Анатолию Артюху пришлось прямо в аэропорту вступить в рукопашную с фронтменом группы Хельмутом Ленартом. Зато норвежских сатанистов в Петербурге просмотрели, и 30 апреля 2016 года на сцену клуба "Зал ожидания" благополучно вышел "викинг" по прозвищу Аbbath, старый соратник известного неонациста, язычника и убийцы Варга Викернеса.

А Мадонне и Леди Гага досталось за пропаганду "содомии". После концертов в Петербурге Милонов пытался оштрафовать организаторов гастролей, а лидер партии "Великое Отечество" Николай Стариков и вовсе предъявил Мадонне иск на 333 миллиона рублей.

Flickr.com/mzagerp
Flickr.com/mzagerp

Зато творчество "Ленинграда" Милонов, напротив, поддерживает и, по словам близких, сам не прочь послушать песни Шнурова. К слову, парламентарий выступил с горячей апологией скандального клипа.

— Это же такой питерский андеграунд, это не Санкт-Петербург, это Питер. Это не культурная столица, это другое. В каждом городе есть задние дворы, а есть парадные кварталы. Это петербургская самоирония, которая имеет право на существование. Сам Шнур оценивает это как самоиронию, самокритику, но не пропагандирует в качестве ценности. Я в этом уверен, — заявил Милонов Лайфу.

Благополучно выступал в Петербурге и классик матерной поэзии 90-х Юрий Клинских (Хой) с группой "Сектор Газа".

Зато мастодонтам петербургской рок-сцены 80-х приходилось несколько сложнее.

— Брось слушать свой буржуйский рок, вступай в КПСС! И развивай в себе патриотический замес, мы все в стране советской очень весело живем. Ах как же жаль рабочих, что гниют за рубежом! — иронизировал над тенденциями тех лет в одной из песен лидер "Сектора Газа".

Впрочем, борьба с "буржуйским" роком в Ленинграде носила амбивалентный характер. Идейно вредными, как и по всей стране, считались Scorpions, Kiss, Alice Cooper, Pink Floyd, Black Sabbath, AC/DC, Sex Pistols.

Элис Купер на концерте в Петербурге в 2013-м году. Фото: Игорь Руссак, РИА Новости
Элис Купер на концерте в Петербурге в 2013-м году. Фото: Игорь Руссак, РИА Новости

Зато местных рокеров власти пытались приручить, позволив им создать своеобразный "заповедник" — Ленинградский рок-клуб. На телевидение, радио или удобные концертные площадки "Алису", "Кино" и "Аквариум" не пускали, но и "самодеятельностью" заниматься сильно не мешали.

"Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь" — этот знаменитый афоризм нашёл отражение и в петербургской музыкальной истории. Скажем, в 60-е досталось оркестру Иосифа Вайнштейна.

— Где ищет ансамбль "Дружба"? Ответить на этот вопрос легко. В окружающей жизни, в духовном мире советских молодых людей. Где ищет джаз-оркестр под управлением И. Вайнштейна? И на это вопрос ответить нетрудно. В импортных джаз-пластинках, на магнитофонных лентах с записями американского джаза, — обличали музыканта со страниц газеты "Правда".

В ленинградском горкоме распорядились очистить репертуар от пагубных влияний. Спасла джазмена поддержка влиятельных друзей, среди которых был земляк и знаменитый певец Леонид Утёсов.

Правда, и он не уберёгся от досадных ошибок молодости, исполнив на стыке 20—30-х годов несколько хитов на "хулиганско-босяцкую" тематику. Если бы сегодня их послушал Виталий Милонов, то в первую очередь обратил бы внимание на "разжигание религиозной розни" в песне "Гоп со смыком". Однако в 30-е фразы вроде "Деньги нужны до зарезу, к Богу в гардероб залезу" вполне соответствовали духу времени, зато воровская романтика не приветствовалась.

— Ремеслом я выбрал кражу, из тюрьмы я не вылажу, и тюрьма скучает без меня, — пел между тем Утёсов.

В дело пришлось вмешаться Главреперткому, после чего из репертуара блатные песни убрали.

И даже автор знаменитой симфонии "Ленинградская" Дмитрий Шостакович не смог удержать себя "в рамках приличий", скатившись к концу 40-х, в разгар борьбы с космополитизмом, в "формализм" и "пресмыкательство перед Западом". Впрочем, и Шостакович, подобно Утёсову, внял критике "старших товарищей", "исправился" и вскоре удостоился Сталинской премии.

Если в 21-м веке борьба ведётся с антирелигиозной музыкой, то в 19-м сложности возникали при сочинении музыки религиозной. Так, Чайковский жаловался на "гонения" на свою Литургию св. Иоанна Златоуста, которую одно время запрещали исполнять.

Фото: Flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy's photostream
Фото: Flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy's photostream

С аналогичными проблемами сталкивался, к примеру, и идеолог петербургской композиторской "Могучей кучки" Милий Балакирев. Жестокую цензуру осуществляла Императорская придворная певческая капелла, обладавшая своеобразной монополией на православную музыку.

Но и антирелигиозная сатира также была не в почёте. Ещё одному участнику "могучей кучки" — Модесту Мусоргскому, к примеру, запретили распространять песню "Семинарист" про несчастного малого, который зубрил латынь, засматриваясь на "лебяжью грудь" поповской дочки.

"Чёртов батька всё проведал, меня в книжицу пометил, и благословил владыко по шеям меня трикраты", — этим завершался сюжет, но поучительный конец на цензурный вердикт не повлиял.

Впрочем, знаменитые петербургские музыканты, в отличие от литераторов, за своё творчество никогда не попадали в тюрьму, так что в Питере со времён основания было вольготно и пить, и петь.

Александр Саблин
https://life.ru/t/life78/412300/kak_v_p … iem_muzyki

4

[img]

с

https://slon.ru/posts/70245

БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ

[/img]
Симфония зла. Краткая история использования музыки как оружия

с

Звук может быть страшным оружием: он проникает повсюду, от него невозможно защититься и спрятаться. Мы слышим не только ушами, но и всем телом, звук проходит сквозь стены, заполняет пространство, от него не скрыться, закрыв глаза, поставив бронированную дверь или опустив жалюзи. Нам кажется, что использование музыки в качестве орудия зла идет наперекор ее природе – ведь она очищает душу, объединяет и освобождает. Однако история делает эту мысль не более чем наивной надеждой. Музыкальный критик New Yorker Алекс Росс рассказывает, как звуки могут нести ненависть, боль и войну.

Известнейший в культуре пример использования музыкального произведения в качестве инструмента насилия – роман Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» и фильм, снятый по этой книге. В них главного героя Алекса «излечивают» от склонности к насилию с помощью Девятой симфонии Бетховена и наполненного жестокостью видеоряда. Но жизнь бывает богаче литературы.

Еще во время Второй мировой войны мелодию на вооружение приняли немцы: когда заключенные возвращались в Освенцим после тяжелого рабочего дня, из громкоговорителей по лагерю разливался веселый танцевальный ритм польки «Розамунда». Об этом вспоминал в своих книгах итальянский писатель Примо Леви, попавший в Освенцим в 1944 году, – по его убеждению, легкий мотив на фоне ужасов концлагеря был призван уничтожать дух так же, как крематории уничтожали тело. Известно, что нацисты включали громкую музыку и в других лагерях смерти во время массовых расстрелов.

По мнению этномузыковеда Нью-Йоркского университета Джея Мартина Доутри, музыку и насилие вполне можно причислить к одной категории. То есть звук сам по себе может быть формой насилия. Это очевидно, например, во время войны: звуковая волна от рвущихся снарядов травмирует мозг и лишает слуха, а воспоминания о звуках воздействуют на психику. После терактов 11 сентября, напоминает Росс, жители Нью-Йорка вскакивали в ужасе от хлопка лопнувшей автомобильной покрышки.

Армия США исследовала возможность использовать звук как оружие и неоднократно применяла музыкальное насилие на практике. Во время холодной войны эксперименты показали, что шум и звуки могут угнетать личность, и начиная с 1950-х американских солдат и разведчиков специально учили сопротивляться пыткам со звуковой составляющей. Тренировочный пыточный плей-лист, пишет Росс, включал произведения британской группы Throbbing Gristle (открывать с осторожностью) и авангардной исполнительницы Диаманды Галас.

Музыка была и частью реальных военных операций. Так, в 2004 году во время первой битвы за Фалуджу американские пехотинцы громко включали на городских улицах песни Metallica, AC/DC и других рок-групп, чтобы раздражить иракских ополченцев. Еще раньше военные США использовали тяжелый рок в охоте на панамского диктатора Мануэля Норьегу. Когда в декабре 1989 года он укрылся в резиденции папского нунция в Панаме, бойцы специального психологического подразделения пытались вынудить его сдаться с помощью музыки Элиса Купера и той же AC/DC.

Против Норьеги это не сработало – считается, что в шестидесятых он проходил специальную психологическую тренировку и во время осады своего убежища спал как младенец. Однако, пишет Росс, американские чиновники решили, что нащупали верную тактику. ФБР применяло этот метод во время осады резиденции религиозной секты в Техасе в 1993 году, а израильские военные – в операции против палестинцев в Вифлееме в 2002-м.

В ходе войны в Ираке США начали проводить пытки музыкой – этот инструмент не оставлял следов. Его использовали в тюрьмах Абу-Грейб (Ирак), Баграм (Афганистан) и Гуантанамо (Куба), где заключенных-мусульман заставляли слушать рэп, хеви-метал, поп-музыку в исполнении женщин (считалось, что поющая женщина оскорбляет слух последователя ислама), а также песни на арабском (по той же причине). Среди музыкальных композиций, которые брали для аудиопыток, – произведения Кристины Агилеры, Эминема, Мэрилина Мэнсона, Queen, саундтрек к фильму с Джоном Траволтой «Лихорадка субботнего вечера», ролик с мяуканьем из рекламы кошачьей еды, песенка Барни-динозавра из детского сериала и другие. Одна и та же мелодия могла играть в наушниках, надетых на заключенного, 20–30 часов подряд.

Музыка – и к этой мысли мы привыкли – способна оказывать благотворное влияние на человека. Например, в 2006 году психологи выяснили, что музыка способна помочь снять боль, если пациент слушает то, что ему нравится. Распространено мнение, что она улучшает когнитивные способности. Но верно и обратное: музыка способна раздражать и отталкивать, и нелюбовь к какому-либо жанру может использоваться как инструмент подавления и контроля. В 1985 году cеть магазинов 7-Eleven поставила эксперимент в Британской Колумбии (Канада): на парковках включили классическую музыку, чтобы очистить их от проводивших там время подростков (те должны были счесть музыку «некрутой»). Официально о результатах этого опыта не заявлялось, но известно, что ритейлер распространил эту практику на всю сеть в Северной Америке, а позднее она применялась и другими магазинами.

Целью первых мелодий, которые исполнил человек, было приманивание жертвы на охоте
Развитие технологий, появление громкоговорителей и колонок только увеличило разрушительную силу звука. В книге «Экстремально громко: звук как оружие» автор Джулиет Волклер описывает, как человечество разрабатывало способы обезвреживать армии и останавливать протесты с помощью звука. Дальнодействующие акустические устройства (звуковые пушки) способны выпускать звуковые волны до 149 децибел – этого достаточно для того, чтобы повредить слух человека на всю жизнь. Такие устройства полиция Нью-Йорка применила во время демонстраций «Оккупай Уолл-стрит» в 2011 году и в Фергюсоне (штат Миссури), где в 2014 году прошли беспорядки из-за убийства полицейским чернокожего подростка. Существует также прибор, названный Mosquito. Он испускает высокочастотный звук, который действует только на молодых людей и может быть использован, чтобы отвратить их от праздношатания в определенных местах и вандализма. Такие девайсы широко критикуют, но они все же продаются в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде стран Западной Европы.

Как ни странно, идея, что сущность музыки – это нечто хорошее, стала популярной только в последние несколько столетий. А вот философы прошлого неоднократно указывали на противоположные ее свойства. Как пишет Росс, еще Сократ высмеивал мысль о том, что «музыка и поэзия суть лишь игра и не причиняют никакого вреда». В китайском тексте Ли-цзи (один из канонов конфуцианства, датируется IV–I веками до н.э.) веселые звуки хорошо управляемого государства отличны от горького звучания государства запутавшегося. Французский богослов Жан Кальвин, живший в XVI веке, писал, что «все мы должны усердно контролировать музыку, чтобы она служила добру и не причиняла нам зла». Кампанию по кардинальной переоценке музыки запустили немецкие мыслители – Шопенгауэр, Гегель, Гофман. Благодаря им она превратилась во врата к бесконечности души и выражение всечеловеческого стремления к свободе и братству.

Такое идеализированное отношение свойственно нам и сегодня, несмотря на применение, которое находило музыке зло. Мы предпочитаем видеть в песнях позитив, многие превозносят их освобождающее влияние, а дискуссии вокруг музыкальных произведений о насилии обычно сводятся к тому, что песня не может заставить кого-то что-то сделать.

Многие исследователи не согласны с этим. По мнению французского писателя Паскаля Киньяра, зло всегда сидело в сердце музыки. Целью первых мелодий, которые исполнил человек, было приманивание жертвы на охоте, и Сирены, завлекавшие дивной песней мореплавателей, дурачили их так же, как люди ранее обманывали зверей. Лев Толстой рассуждал: «Какой-то маленький немецкий царек сказал: “Там, где хотят иметь рабов, нужно как можно больше сочинять музыки”. Это – верная мысль, верное наблюдение». Все эти размышления, конечно, не заставят нас отвернуться от музыки. Но по крайней мере, предлагает Росс, они должны заставить отказаться от мифа о ее невинности. Признать, что музыка может служить инструментом зла, означает начать воспринимать ее всерьез.