Современная музыкальная критика и журналистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Звук

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

-

2

Как сделать джингл в Ableton Live

Свернутый текст

Преподаватель курса школы радио, диджеинга и звукозаписи Umaker Илья Масленников подробно рассказывает о том, как можно создать джингл в этом секвенсоре

2 мая  570
Editor tv
Джингл – важный элемент в оформлении радиоэфира, который не только является формообразующей ритмической отбивкой между различными его частями или их вступлением/завершением, но также задает определенное настроение и атмосферу. Так что создание такой музыкальной фразы – ответственная работа. Процесс делится на несколько этапов, в каждом из которых – свои тонкости и секреты. Однако все они сводятся к определенной технической схеме, которую необходимо просто отработать.

1 этап. Подготовка проекта

1. Необходимо запустить программу Ableton Live.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/1%2812%29.png

2. После этого мы сразу переходим в окно аранжировки нажатием левой клавиши мыши на три горизонтальные линии.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/2%2811%29.png

3. Удаляем лишние MIDI каналы.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/3%2811%29.png

4. Добавляем аудиоканалы, чтобы их стало четыре.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/4%2812%29.png

5. Переименовываем каналы. Названия должны выглядеть так: Voice (на нем будет находиться основная дорожка диктора), Voice 2 (это дополнительные дорожки диктора, дубли), Music (канал для музыкальной подложки, если таковая необходима), FX (канал для звуковых эффектов).

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/5%288%29.png

2 этап. Редакция исходного голоса диктора

1. Сначала нужно перетянуть из папки аудио-файл с голосом и бросить его на дорожку Voice, после чего подождать, пока Ableton Live проанализирует файл.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/6%289%29.png

2. Затем мы дважды кликаем на заголовок аудиоклипа и проверяем, что кнопка Warp не активна.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/7%289%29.png

3. Прослушиваем материал, нажав пробел, выбираем удачные дубли. Все лишнее следует выделить и удалить клавишей Backspace.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/8%287%29.png

4. Для приближения изображения и увеличения частоты сетки нужно навести мышку на тактовую полосу, а затем зажать левую клавишу мыши и тянуть вниз или вверх.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/9%286%29.png

5. Теперь нужно сопоставить дубли, перетягивая аудиоотрезки. Для этого мы «хватаем» указателем мыши заголовок аудиоклипа и перемещаем его.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/10%2812%29.png

6. Следует удалить лишние звуки, дыхание, паузы.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/11%286%29.png

3 этап. Обработка голоса

1. Из закладки Audio Effects нужно выбрать EQ Eight и перетянуть его на канал Voice.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/12%283%29.png

2. С помощью полос эквалайзера мы формируем необходимый частотный баланс. При необходимости можно активировать дополнительные полосы эквалайзера и выбрать форму фильтрации из выпадающего меню.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/13%283%29.png

3. Чтобы правильно выстроить частотный баланс, лучше всего ориентироваться на уже готовые профессиональные джинглы.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/14%281%29.png

4. Из закладки Audio Effects перетащите на канал Compressor.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/15%281%29.png

5. Для выравнивания динамики звука (отношения между громкими и тихими звуками), настройте компрессор. Ratio – степень сжатия, обозначающая, насколько сильно будет сжиматься сигнал, выходящий выше уровня Threshold. Attack – скорость срабатывания компрессора. Release – скорость восстановления компрессора. Treshold – порог срабатывания компрессора (опустите фейдер, чтобы компрессор срабатывал на громкие участки джингла и не реагировал на тихие участки, работа компрессора отображается в графе GR).

4 этап. Завершение джингла

1. При необходимости можно использовать разные голоса и обработку. Для второго диктора отведен канал Voice 2.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/16%282%29.png

2. Для добавления музыкальной подложки мы используем канал Music, а для звуковых эффектов – канал FX. При необходимости можно увеличить количество аудиоканалов.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/17%281%29.png

3. Чтобы изменить уровень громкости канала, нажмите левой клавишей мыши на оранжево-белый прямоугольник с цифрой 0 и потяните вниз или вверх. Уровень всех каналов должен оставаться в зеленой зоне.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/18%281%29.png

4. Из закладки Audio Effects перетащите эффект под названием Limiter на канал Master.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/19%281%29.png

5. Двойным щелчком по названию дорожки откройте канал Master. Настройте Limiter. Ceiling – максимальная исходящая громкость джингла, рекомендуемый уровень -0.30 dB. Gain – громкость входящего в устройство сигнала. Поднимайте этот параметр, пока оранжевая полоска не будет колебаться до -6 дБ (рекомендуемый уровень). Можно делать Gain больше или меньше, но необходимо добиться максимальной громкости при минимальных искажениях звука.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/20%281%29.png

6. Выделяем джингл специальными маркерами в виде двух треугольных флажков от начала и до конца. Один раз щелкаем на перемычку между флажками, чтобы выделить всю область.
http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/21%281%29.png

7. Переходим в File - Export Audio/Video.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/22.png

8. Выставляем необходимые настройки финального файла и нажимаем Export.

http://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/23.png

9. Настройки зависят от целей/задач джингла. Рекомендуемые: WAV, 44100, 24.

10. Выбираем папку, в которую нужно сохранить результат работы. И ваш джингл готов.

Задание

Попробуйте записать джингл в программе Ableton Live самостоятельно. На протяжении двух недель – с 3 по 17 мая – вы можете высылать свои джинглы автору статьи Илье Масленникову, который проконсультирует и поможет довести материал до ума. Автор лучшего джингла получит сертификат на 1 час звукозаписи под руководством профессионалов в студии школы Umaker. Ваши работы высылайте на адрес: allmodemusic@gmail.com с пометкой «Джингл».

http://tvkinoradio.ru/article/article71 … leton-live

3

обрезать аудиотрек

Online Audio Cutter
Audio Cutter – онлайн приложение для обрезки аудиозаписей прямо в браузере. Быстрая и безопасная работа, более 300 поддерживаемых форматов, плавное начало трека, сохранение в качестве рингтонов – все это совершенно бесплатно.
Плавное начало и затухание
В данной программе вы можете установить плавное увеличение громкости в начале (fade in), и затухание (fade out) в конце обрезанного трека. Это бывает полезно, когда вам нужно сделать мелодию для мобильного телефона.
С помощью данной программы можно извлечь звук из видео. Это полезно, когда вам нужно сохранить отрывок саундтрека из фильма или клипа.
http://www.mp3cut.ru/

4

Почему на рок-концертах такой плохой звук

-

Текст:Сергей Калугин
Автор - рок-бард, лидер группы «Оргия Праведников» (Москва)
Сразу хочу сказать, что нижеследующее читать музыкантам, звукорежиссерам и глубоко погружённым в тему товарищам нет нужды. Но, как мне кажется, подобную телегу давно следовало прогнать.
Музыканту очень сложно понять, что есть на свете люди, не играющие на музыкальных инструментах и даже не различающие звучания оных при прослушивании записей. Но, тем не менее, большинство слушает именно так, не разбирая где звучит бас, а где - клавиши. И большинство публики, приходящей на концерт, совершенно не осведомлено о технической стороне дела, народ просто колбасится от души, а потом, придя домой, в сердцах ругает звукорежиссера, в очередной раз испортившего (по мнению посетителя) весь звук.
Некоторые, способные к различению нюансов, формулируют своё недовольство так: "Слов опять не было слышно, всё забивала гитара (барабаны, бас - вставить нужное)", звук был слишком резкий, уши болят, сплошная каша". Интересно, что другой недовольный назовёт в качестве инструмента, забившего всё, не гитару, а бас; а кто-то поделится радостью: "Такого классного звука никогда ещё не слышал!". Что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит на рок-концерте?

Неужели наши звукорежиссеры действительно такие лохи, что не способны отстроить группе нормальное звучание? Куда регулярно пропадают слова, отчего болят уши, и почему, когда ты выходишь пописать, - из туалета всё прекрасно слышно, особенно текст, а в зале - один грохот и вокалист как рыба безмолвно открывает рот ("сделайте вокал громче," - регулярно советуют звукорежу доброхоты)? Тем, кто хочет понять происходящее, адресуются эти печальные строки.
Итак. Начать придется сначала. А для начала нам понадобится прорубить природу электроинструментов, в особенности - электрогитар. Обыкновенная акустическая гитара представляет собой коробку, верхняя доска которой (верхняя дека), возбуждаемая звучанием струн, колеблется, как мембрана динамика. Этот звук, попадая внутрь коробки, усиливается (колотясь о стенки коробки) и вытал-кивается наружу через дырку в верхней деке (розетку). При отсутствии верхней деки и усиливающей звук коробки мы бы почти ничего не услышали (дёрните тетиву лука - вот такая была бы картина).
Электроинструмент представляет собой совершенно другой принцип. Дело в том, что акустическая гитара (скрипка , виолончель) рассчитаны на то, что внутрь их резонирующей коробки будет попадать ТОЛЬКО звук струн собственно инструмента. И даже если на этот инструмент приляпан электоросъёмник, это ничего не меняет. В условиях же рок-концерта (если только мы не на стадионе с огромной сценой) внутрь коробки залетает сокрушающая всё вибрация от бас-гитары и барабанов - в результате акустический инструмент взвывает и буквально начинает выпрыгивать из рук. С этим борются, затыкая дырки в верхней деке - специальной резиновой пробкой, или тупо забивая "эфы"(косые дырки в деке) виолончели поролоном - всё равно выходит пакость. С этой проблемой столкнулись ещё джазмены много лет назад, и тогда же её решили, изобретя электроинструменты.
В электрогитаре верхняя дека и звукоусиливающая коробка разорваны и изолированы. Собственно гитара - лишь половина инструмента. Электрогитара - это доска (верхняя дека) на которую натянуты струны. Она, как и положено доске, вибрирует, окрашивая звучание струн. Усиливается звук в совершенно другом месте, называемом "комбиком" или "стеком". Преобразованный в электросигнал звук отправляется в стоящую неподалёку от барабанщика квадратную коробку, состоящую из усилителя и колонки (принципиально ничем не отличающихся от тех, что стоят у вас дома). Это и есть то, что в электрогитаре выполняет функцию резонаторной коробки.
От качества комбика напрямую зависит звук, если гитара великолепна, а комбик - нет, то на выходе ничего хорошего не получим. Крутые комбики и стеки звучат по-разному, поэтому при наличии разнообразных комбиков мы можем получить от одной гитары совершенно разный звук. Были изобретены электро-виолончели, состоящие из одной верхней деки, клавиши тоже заводят в специализированные комбики, окрашивая и уплотняя этим их звук.

МУЗЫКАНТЫ НА СЦЕНЕ слышат и слушают именно звук комбиков - это и есть их звук, они по нему ориентируются. Теперь вы поняли, что это за чёрные коробки стоят на сцене и мигают лампочками? Это усилители и колонки музыкантов, половинки их электроинструментов. "Раскачаны" они должны быть так, чтобы их звук был сопоставим с громкостью барабанов, по которым барабанщик колотит от души, то есть - громко. Каждый музыкант стоит неподалёку от своего комбика, чтобы не потерять себя. Других музыкантов он слышит благодаря МОНИТОРАМ. Мониторы - это тоже колонки, которые располагаются в полулежащем положении на полу, и на которые гитаристы и вокалисты очень любят «понтово» ставить ноги.
Перед концертом, отстроив звук комбиков, музыканты долго строят свои мониторы (теоретически их отстройкой должен заниматься отдельный звукореж с отдельным пультом, прячущийся сбоку от сцены, практически - это очень редко встречающееся явление, и эта обязанность валится на голову единственного звукача строящего общий звук).
"Дайте больше бочки в переднюю линию мониторов!" - несутся крики . "Вокал в четвёртую линию! Барабанщик вокал не слышит!". "Уберите нафиг флейту из моего монитора! Она и так прет так, что ушам больно!"
"Линией" мониторов называется возможность организовать для музыканта уникальный необходимый ему баланс между звучанием тех или иных инструментов - кому-то нужно побольше вокала, кто-то просит добавить атаки от барабанов и т.п. В идеале этих линий должно быть столько же, сколько музыкантов стоит на сцене, но на практике, особенно на гастролях, их бывает всего ДВЕ. Тогда одну линию предоставляют барабанщику, а прочие музыканты вынуждены довольствоваться усреднённой второй линией, баланс которой никого в частности не устраивает.
Итак, музыкант на сцене слышит: 1) Собственный комбик; 2) комбики коллег; 3) акустический грохот барабанов; 4) свои мониторы, в которые ему подмешивают звучание тех инструментов, которые он плохо слышит или на которые ему нужно обращать особое внимание. Это в идеальных условиях, например - "Опен Эйр", а это есть концерт на открытом воздухе.
Но при концерте в замкнутом пространстве к звучанию этих источников добавляется ВОЗВРАТ ИЗ ЗАЛА - то есть идиотский гул и грохот, происходящий от того, что звуковые волны отражаются от стен помещения и обрушиваются на сцену, учиняя на ней хаос. Что же из этих источников звука должен слышать зритель? Ответ - НИЧЕГО. В идеале - ничего. Эти источники касаются ТОЛЬКО музыкантов и предназначены исключительно для них. Зрителю же надлежит слушать ПОРТАЛЫ.

Обращали внимание на огромные чёрные «гробы», стоящие справа и слева от сцены? Это ПОРТАЛЫ, гигантские колонки с усилителями, обращённые на зал. Опять-таки, принципиально эти колонки ничем не отличаются от стоящих у вас дома, просто они очень большие и мощные. Все звуки, издаваемые комбиками, снимаются микрофонами с динамиков или шнурами непосредственно с усилителей комбиков (в этом случае звук собственно комбика слышит только сам музыкант на сцене, так часто снимают бас), на каждом барабане тоже укреплён специальный микрофон, тарелки снимаются двумя расположенными над барабанной установкой ОВЕРХЕДАМИ (микрофонами), и вся эта прелесть отправляется в ПУЛЬТ, за которым сидит звукооператор.
Пульт, по идее, должен располагаться в середине зала (ведь оператор делает звук для публики, находящейся в зале, и должен слышать то, что слышит публика), но очень часто администрация клубов, озабоченная лишь продажей пива, на котором делаются основные деньги, обустраивает пульт по остаточному принципу - чтоб официантам не мешал. В результате в том же Московском «Б2» пульт долгие годы висел в углу справа под потолком, откуда вообще ничего слышно не было. Оператор был вынужден постоянно лазить вверх-вниз по лестнице после каждой корректировки звука, и всё равно ничего не получалось. Мы таскали с собой двух операторов с рациями, один из которых стоял внизу, в зале, и рассказывал второму на верхотуре, что ему делать. Привет! Слава Богу, до администрации «Б2» наконец что-то дошло, и они спустили пульт в зал, где он сейчас и находится, а на пожарной каланче обустроили гнездо «световику».
Но верхом маразма в этом смысле был ныне почивший клуб «Ю-Ту». В нем место оператора находилось на втором этаже ЗА СПИНОЙ МУЗЫКАНТОВ, ЗА СЦЕНОЙ. Клянусь, так и было. Мы ставили в зал микрофон, и оператор, слушая его и опять-таки скача по лестнице вверх вниз (а для этого обегать по коридорам нужно было весь клуб) пытался что-то отстраивать.

Ладно. Допустим, всё хорошо, и пульт стоит в зале. Оператор, получив на пульт сигналы комбиков и барабанов, пропускает их через ПРИБОРЫ ОБРАБОТКИ, то есть чистит, жмёт, вытягивает недостающее, убирает шум и т.п. Отстраивает все инструменты по громкости, «отруливает» на каждом инструменте необходимые частоты, чтобы всех было слышно и никто никому не мешал. А потом раскидывает звук в ПОРТАЛЫ - именно этот откорректированный высветленный звук и должна слышать публика. Так и происходит - при условии, что мы присутствуем на «Опен-Эйре» где-нибудь под Лондоном, или, на худой конец, на концерте "Арии" в Лужниках. Но если мы с вами находимся в Московском, или еще хлеще - Усть-Каменногорском рок -клубе, картина получается СААААВСЕМ другая. Настолько "савсем", что...
В общем, это всё была присказка, без которой смысл собственно сказки был бы непонятен непосвящённому. Итак, сказка начинается...
Постскриптум к присказке, или Боль Прострелов. "If it ' s possible - lumbago please" - так мы чуть было не обозначили в тексте нашего англоязычного райдера необходимейшую на сцене вещь. Речь идет о ПРОСТРЕЛАХ.
О, эти прострелы! Какая боль, какая боль! Как они нужны, и ни-когда их нет! Прострелами называются стоящие на сцене (публике их не видно) , справа и слева от нее, колонки, направленные на музыкантов. В эти колонки подаётся тот же звук, что и в порталы, то есть общий, конечный зальный звук. Таким образом, музыканты слышат, что же у них в целом получилось. Этот звук окутывает и приносит блаженство, от него у музыкантов случается эйфория, музыкантов «прёт» и «плющит», и играть они начинают ОБАЛДЕННО.
Без прострелов звук на сцене сухой и скучный, технологический, не приносящий радости, негармоничный. Ты тупо выполняешь свою функцию, без ощущения того, к чему в целом приводят твои усилия. Так вот - этих прострелов НИКОГДА НЕТ!!!! НИКОГДА!!!! Если ты не в Лужниках и твоя фамилия не Кипелов, разумеется.
Настолько никогда, что я даже не обозначил их в источниках звука, которые слышит на сцене музыкант. Единственный клуб в Москве, оснащенный прострелами (суперпонты, аренда которых стоит 20 000 баксов за вечер не в счёт) - это «Б2». И эти прострелы по жизни не работают. Я ещё помню, как много лет назад работал один - левый, но он давно присоединился к правому, то есть сдох. И никто даже не порывается попробовать их починить. А нафига? Пиво продаётся, музыкантишки струны дёргают. Всё ништяк, ребза. Жизнь идёт.
Будет возможность - посмотрите концерт АC/DС за 77-й (!!!!!!!!) год. Много познавательного. Там у ребят вообще нет мониторов - им без нужды. Во всех четырех углах сцены стоит по гигантскому рупорному прострелу, и сбоку «притулился» специальный сценический оператор с отдельным пультом, отстраивающий на них звук. Ребята просто купаются в звуке, плавают и «балдеют». Про то, какие стеки, в каком количестве и как закоммутированные у них стоят, я вообще молчу.
77-й год... Беда. Инструкция. Пять минут до конкретики. Старт. Последнее, что нам с вами, друзья мои, нужно осознать до того, как мы перейдем к рекомендациям посетителю рок концерта - это ситуация с ЧАСТОТАМИ. Звуки, которые мы с вами слышим, грубо и условно делятся на звуки высокой частоты, средней и низкой. Если вы снимете декоративную панель с ваших домашних колонок, вы увидите круглые динамики - они передают СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ, это самая информационно-несущая часть спектра. В верхней части колонки обнаружится маленькая щель в виде рупора, или маленькие динамики - это ПИЩАЛКИ. Они передают высокие частоты.
А если вы счастливый обладатель «Серраунд-саунда», то в углу вашей комнаты стоит коробка под названием "сабвуфер" - это колон-ка, передающая низкие частоты. При отсутствии сабвуфера низкие частоты передают, захлебываясь, динамики средних частот. Ну вот. В ПОРТАЛАХ, направленных на зал - та же картина, мы помним, что порталы - те же колонки, только очень большие.
Портальные сабвуферы находятся в нижней части порталов, или вообще где-нибудь под сценой - у низких частот такая огромная длина волны, что теоретически их можно расположить где угодно - они в любом случае охватят всё помещение. Именно поэтому вы у себя дома ставите «саб» в любой угол - он по-любому зальёт всю комнату.
Подобьём бабки. Итак, мы пришли на концерт. На сцене стоят музыканты, за спиной музыкантов - их комбики, на полу перед музыкантами - их мониторы, сбоку от музыкантов, невидимые нам (это же только буквы, пусть наши музыканты будут счастливы хоть на экране компьютера) - стоят прострелы, а по бокам сцены возвышаются предназначенные для слушателя ПОРТАЛЫ. В центре зала - пульт, за ним - вспотевший звукорежиссёр. Куда же устремимся мы, в предвкушении концерта? Правильно, к самой сцене, где будет слэм, где всё видно, где кайф.
А вот теперь вспомните, плиз, где у вас дома стоят колонки, и где сидите вы, вкушая альбом любимой группы. Колонки у вас стоят по бокам от музыкального центра (телевизора с DVD), под небольшим углом, так, чтобы этот угол своей вершиной имел диван, на котором вы сидите, слушая музыку. А теперь представьте, что вы зачем-то вскочили с дивана, и, подойдя вплотную к вашему музыкальному центру, засунули башку МЕЖДУ колонок так, что колонки оказались у вас по бокам. Нормальный ход? Что вы услышите? Сигнал из колонок ударится о противоположную стену, разобьётся о бабушкин секретер, потеряет по дороге высокие частоты и со спины вернётся к вам, гулкий, глухой, кашеобразный и противный. Миленькие, это именно то, что вы слышите, слэмясь у сцены. Ведь порталы - те же колонки, сцена - тот же музыкальный центр, и когда вы подходите к сцене - порталы оказываются у вас по бокам!!! Вы их попросту не слышите, а слышите тот гул, который образуется при ударе звука порталов о стены, столики и барную стойку далеко за вашей спиной и который с запозданием возвращается к вам со спины. Порталы, так же как и ваши домашние колонки стоят под углом, и их сигналы сходятся в центре зала - там, где стоит пульт. Вот куда надо «переться», чтобы услышать, по крайней мере, то, что отстроил звукореж.
Мощный возвратный гул порталов - это далеко не всё, что вы услышите. Вы стоите перед сценой, и автоматом получаете то, что по-хорошему слышать НИКАК не должны, а именно - звук музыкантских комбиков, направленных прямо вам в лоб, и мониторов (они лежат, направленные на музыкантов, и поэтому их звук долетает до вас в отражении от потолка сцены, задника, и любых находящихся на сцене твердых предметов, например - лба барабанщика. Шутка. Еще вас заваливает акустическим, необработанным грохотом барабанов, от которых вы оказались в непосредственной близости.
Публика в центре зала слышит сигналы барабанов, снятых мик-рофонами, обработанных звукорежиссером и отправленных в порталы. Вы же - непосредственно звуки ударов палками по кадушкам. Звук комбиков - очень мощный и направленный, поэтому, если вы стоите напротив комбика гитариста - весь концерт вам предстоит слушать одну гитару плюс, пробившийся сквозь её рёв «шум» возвратного звука порталов. Напротив барабанщика - будете слушать бум-бум. Напротив басиста - … Лучше не надо.
Удивительно, но до вас долетают обрывки слов. Как вы думаете, откуда? А из мониторов вокалиста. На возврат от порталов не рассчитывайте - там один гул и эхо. А если вокалист стоит в УШНЫХ МОНИТОРАХ (замечательное изобретение, наушники, вроде плейерных, только намного круче. В них подаётся такой же сигнал, как в монитор, музыкант отстраивает себе удобный баланс, ощущение - как в раю, никаких лишних призвуков, никакого гула, при этом можно очень громко «раскачать», например, микрофон. Обычные мониторы при высокой громкости часто вступают с микрофоном в ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, в результате мы слышим противнейший свист, а наушники позволяют сделать сигнал с микрофона в пять раз громче - и никакого свиста), то мы вообще никаких слов не услышим. Неоткуда. Нормальна ли такая ситуация? Нормально ли то, что самая важная часть публики, та, от которой музыканты получают непосредственную реакцию так им необходимую, что именно те, кто рубятся и слэмятся перед сценой, повышая драйв и угар действа, фактически - соратники музыкантов в проведении концерта вынуждены обходиться БЕЗ ЗВУКА, слов, смысла - и слышать лишь безумный бардак и рев толкущихся хаотических звуковых волн, отраженных сигналов, не предназначенные публике сигналы комбиков - короче, всю эту фигню?
Это ненормально, друзья. В цивилизованных местах на публику, стоящую перед сценой, направляют специальные колонки, вроде порталов, но поменьше. Обращали внимание, что на мега-концертах в зале стоят два пульта - один близко от сцены, второй - далеко? Ближний обеспечивает звуком партер, где слэм, а дальний – «рулит» гигантскими порталами бьющими на весь стадион.
В зале "Россия" передние ряды обслуживал ряд колонок стоящих вдоль сцены, а порталы работали на центр зала. В клубах, где играем мы, такого нет. Поэтому ребята, кто хочет слушать - подбирайтесь поближе к пульту звукорежа. Кто слэмиться - к сцене, но помните - У СЦЕНЫ ЗВУКА НЕТ И НЕ БУДЕТ.

Также никому не посоветую садиться за дорогущие столики около боковых стен. Туда обычно садятся безобидные снобы, потя-гивают весь концерт текилу, а потом говорят - "Блин, опять один гул". Не, ну а как? Товарищ сидит сбоку от порталов, портал дует мимо него, поэтому коротких высокочастотных волн он не слышит. Да и средних тоже. Зато он великолепно слышит бас, который (как мы помним) - куда и как не поставь - всё равно затопит всё помещение. Вот товарищ и слушает бас и бухающую бочку (большой барабан, в который барабанщик колотит ногами) под текилу. Плюс гудящую стену, на которую, конечно же, никто не догадался укрепить звукопоглощающее покрытие. Но это - уже следующая и ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНАЯ тема Инструкции по выживанию.
Стены и тряпки. Благословен Опен-Эйр (концерт на открытом воздухе)! Как любят его музыканты, как хорош он для зрителя! А знаете почему? Потому, что звук порталов, осчастливив публику, уносится в лазоревую даль, всё дальше... дальше..... То есть публика слышит ОДИН источник звука, и звук этот - правильный, он несёт именно ту информацию, которую хотят донести музыканты.
Совсем другая история - концерт в замкнутом пространстве, в помещении. В этом случае мы фактически оказываемся ВНУТРИ ре-зонаторной коробки, как бы внутри виолончели или акустической гитары. Коробка зала ничем не отлична от любой другой коробки. Приходилось ставить будильник в кастрюлю? Попробуйте. Эффект гарантирован. Весь зал, возбуждаемый звучащей в нём музыкой, его стены, пол, потолок начинают вибрировать, РЕЗОНИРОВАТЬ, то есть усиливать звук.
В случае концертного зала типа консерваторского - эти возможные резонансы так рассчитаны строителями, что мы великолепно слышим акустический звук скрипок, усиленный, окрашенный и окутанный красивейшим эхо (естественной реверберацией). Фактически такой зал представляет собой музыкальный инструмент (как и помещение нормальной студии звукозаписи, кстати).
На рок-концерте в клубе принцип происходящего тот же, а вот эффект, мягко говоря, другой. Никто не заботится при строительстве тем, что в этом зале будет звучать рок-музыка, строится попросту «коробняк» с непредсказуемыми возбуждениями и резонансами. В результате в одном зале при попытке взять ноту "фа" вдруг начинают ездить столы, в другом кошмар - вой и стенотрясение - случается на "си" и "ре" и так далее. С этими эффектами борются специальные приборы, которые далеко не всегда и везде есть, стоящие немалых денег и которыми, вдобавок, надо уметь пользоваться.
В дешёвом клубе вам гарантированно весь концерт будет «ездить по ушам» такой резонанс, поганя музыку. Кроме того, никакого красивого эха не будет. Звук порталов, комбиков, мониторов (зал-то небольшой) будет смешиваться и биться о стены, потолок, стены, задник, снова стены - смерч, ураган, «Содом и Гоморра». Один единственный удар барабана, отразившись от всего, от чего можно и нельзя, прилетит к вам с разных сторон в разное время, испакощенный до неузнаваемости (при каждом отражении он преображается, теряя частоты, набирая паразитные обертона). Это ОДИН УДАР, ОДНОГО БАРАБАНА. А теперь представьте, что играет вся группа разом! Двести пятьдесят источников звука из разных точек одновременно! А вы при этом стоите у стены, и даже портал «дует» мимо! Блин, я аж сам себя напугал.
Короче... Для того, чтобы так не получалось, НЕОБХОДИМО обивать стены и потолок специальным звукопоглощающим материалом. Да хоть тряпками завесить - и то дело будет! В этом случае летящий со сцены звук будет вязнуть в стенах и не возвращаться к публике.
ПОЧТИ НИКТО И НИГДЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЕТ! Напротив, особенно стильным считается обнажить каменные стены и разрисовать их мотоциклами. В дорогом питерском «Ред-клабе» стены - каменные. В «Б2» - тоже сплошные твёрдые поверхности, отражающие звук, вместо того, чтобы ловить и гасить. В новой «Орландине», слава Богу, чем-то завесили.
Перед началом концерта, на настройке звука, нередок такой диалог: 1-й музыкант: - Какой пипец! 2-й музыкант: - Ничего, ТРЯПКИ придут - полегче станет. Тряпки - это вы, дорогая публика, простите нам наш не слишком почтительный сленг. Дело в том, что когда вы приходите - мягким своим мясом и одёжкой вы по крайней мере заглушаете пол и часть стен, звук вязнет в ВАС и становится поразборчивее. Кстати, эффект эха, который вы слышите во время концерта, - это отнюдь не естественное эхо, от которого наоборот избавляются всеми возможными способами, ибо оно непредсказуемо - это работает специальный прибор, ревербератор.

И, наконец - последнее и самое мрачное. А что за ПОРТАЛЫ мы с вами слушаем-то друзья? А? Порталы Ужаса. Музыканты помнят, какое воззвание в пользу дорогих качественных инструментов я выпустил ранее. Допустим, моим словам вняли. Ребята упаковали базу, научились играть - и вот, пришли в клуб, чтобы, так сказать, явить миру своё искусство. Я, помнится, писал страшную вещь: качество тракта (пути от дёрнутой струны до уха слушателя) определяется самым слабым звеном этого тракта. То есть, если всё у тебя прекрасно, но где-то затесался в тракт дешёвый приборчик, звучать ты будешь как этот «странный» приборчик. Ну, или чуть получше, - всё-таки твой крутой "Гибсон" (марка электрогитары) как-то продерётся сквозь эту засаду (гитара подешевле бы тупо не справилась), но выйдет из неё искалеченным до неузнаваемости. А у нас, допустим, всё ништяк - гитары, комбы...
Вот комбы, скорее всего, придётся тащить на себе в клуб. Потому что там есть свои комбы, но такие, что их всё равно, что нет. Или есть, но их мало. И мониторы убиты, пожжены и растоптаны. И прострелы... Прострелов нет. И шнуры надо тащить свои - клубные все перебиты, джеки на них болтаются - хрип, скрип, звука нет. И микрофоны.... Их роняли минимум 700 раз да ещё, судя по всему, давали грызть овчарке или вокалисту из эмо-группы. Так, что микрофоны - тоже тащи свои.
Барабаны... это вообще не поддаётся описанию. Короче - весь БЭК-ЛАЙН (то, что стоит на сцене) по-хорошему должно быть своим. Особенно в случае выезда на гастроли. Потому что на гастролях - вообще кошмар. В столицах, том же «Б2», ситуация чуть лучше, есть пара неплохих комбов и терпимые барабаны, но всё равно - тащи своё По-максимуму.
Вот мы всё это привезли, расставили, подключили. Наши отличные, фирменные сигналы пошли в клубный... допустим, терпимый пульт (а нетерпимый случается чаще) а потом ... А потом в порталы. И вот тут, ребята, всё кончается. Потому что порталы - ДЕРЬМО.
«Дерьмо» это бывает трех типов, которые чаще всего существуют вместе. Во-первых, собственно порталы произведены неизвестно кем и неизвестно где (клуб сэкономил на инсталляции), поэтому звучат ОМЕРЗИТЕЛЬНО. Во-вторых, они в УЖАСНОМ состоянии (клуб экономит на ремонте). А в-третьих - категорически НЕ ХВАТАЕТ МОЩНОСТИ.
1) Омерзительное качество порталов, гнусный «самопал» - это в основном в провинции. Как ни звучи ты сам - порталы всё изгадят.
2)Ужасное состояние - это бич всех клубов, даже относительно неплохих. На последнем нашем концерте в «Б2» свист и вой стоял оглушительный, хотя я и был в УШНЫХ МОНИТОРАХ, то есть по идее его быть не могло. А знаете, откуда он взялся? НА ОБОИХ ПОРТАЛАХ БЫЛИ СОЖЖЕНЫ ПИЩАЛКИ! Сожжены - то есть, убиты, сломаны - их тупо не было! Поэтому нашему оператору пришлось немилосердно "растаращить" ВЫСОКУЮ СЕРЕДИНУ. В результате всё взвыло. А ведь высокие частоты необходимы, прежде всего, для того, чтобы слышать АТАКИ, начало звуков - особенно слов. Когда атаки смазаны - разобрать что-либо просто нереально. То, что не работала уже две недели лампа в проекторе, поэтому при-шлось обойтись без видеоряда, что не работал шнур первой линии мониторов - джек отвалился - это всё фигня. Вот сожженные пищалки - это кирдык. Но концерт-то отменять нельзя! Сыграли, блин. Кому-то даже понравилось.

Понимаете, дело в том, что хозяева клубов, даже если и вложи-лись раз по-крупному в звук (как в том же «Б2» - там изначально очень неплохой аппарат установили) - так и забили на это дело. И 15 лет на этом аппарате ТОПЧУТСЯ поколения «зверопанков», разбива-ют барабаны, убивают пластики, бьют об пол микрофоны, жгут мониторы, суют (для отчаянности, сам видел) включённый микрофон в портальные пищалки, чтоб взвыло - пищалки сгорают к чертям... Всё горит, дымится, хрипит. И лишь на энтузиазме местного оператора, которому за это не платят, как-то чинится, сожженные дорогие динамики заменяются на те, которые смогли купить на выделенные для этого деньги... Удивительно, что хоть как-то это всё ещё работает.
3) Малая мощность. Дело не в том, что этой мощности не хватает на кровь из ушей - с этим-то всё в порядке. Но этой мощности не хватает на ЗВУК. Объясню. Когда к нам приезжает «Пинк Флойд», устраивает концерт на 20 000 человек и привозит с собой для этого аппарат ЧУДОВИЩНОЙ мощности - это делается с единственной целью: сделать чистый и красивый звук. НИКОГДА этот аппарат не включают на всю катушку - если бы они это сделали хоть на секунду, мы бы получили 20 000 трупов зрителей. Плюс трупы самого «Пинк Флойда». Звук чист и красив, когда аппарат задействован на 10-15 процентов своей действительной мощности.
Помню, как мы с Лехой слушали великолепную портальную ко-лонку «НК». Её включили еле-еле, на два деления. Звучал тихий поп-джаз, так нежно и красиво, так хрустально, как будто я сидел в кресле, тихонько включив «хай-эндовскую» технику и балдел. "Здорово!" - сказал я, и понял, что стоящий рядом Лёха меня не слышит. То есть то, что субъективно воспринималось, как тихий чистейший звук на деле было звуком огромной мощности, но он НЕ ТРАВМИРОВАЛ. Когда же аппарат, да еще невысокого качества «растаращен» на полную катушку - он орёт, глушит, режет уши, его НЕВОЗМОЖНО СЛУШАТЬ. Но приходится - тише нельзя делать. Сделай тише - и барабанщик чисто акустическим грохотом забьёт все помещение, все другие инструменты (зал-то НЕБОЛЬШОЙ, ещё раз напоминаю) и вообще - РОКА НЕ БУДЕТ. Но от такого рока уши слушателя сворачиваются в трубочку, он перестаёт воспринимать информацию. Давайте я подойду к вам вплотную и начну орать в ухо - вы разберёте хоть слово? Нет, конечно. А на концерте слушателю начинает казаться, что он не разбирает слова потому, что вокал тих, и его забивают другие инструменты.
На самом деле он не только не тих - ОН РАСТАРАЩЕН ГРОМЧЕ ВСЕХ!!!! Заткните на минуту пальцами уши, или выйдите в туалет, где вас отделят от зала стенки - и вы услышите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ соотношение вокала и инструментов по громкости.
Просто вы не можете воспринять это без затычек в ушах - звук вас травмирует, когда человеку больно, он неспособен воспринимать НИ ЧЕРТА. Это происходит ТОЛЬКО из-за некачественного, мало-мощного, орущего из последних сил аппарата, ТОЛЬКО. Тише делать нельзя, повторяю. Я бы рекомендовал всем маленькие ватные тампо-ны в уши - они отделят режущие, приносящие боль паразитные частоты, и вы услышите то, что собственно имеется в виду. А кишки вам по-любому протрясёт, драйв останется. Только не увлекайтесь и не забивайте их наглухо.
Отсюда и ответ на вопрос - отчего в совсем маленьких клубах звук лучше? Потому что в совсем маленьких нет нужды давать гитары и бас в порталы - комбики и так всё прокачивают. А комбики у нас не хуже, чем у «Слипнот» с «Металликой» - вы слышите настоящий породистый звук. А в порталы идёт фактически один вокал, плюс бочка и малый - для чёткости. Раскачивать порталы в этом случае нет нужды, поэтому вокал отлично слышно. Такие дела, ребята.
Эпилог…
Вот, кстати, помню я, в клубе "Старый дом", который музыканты «КИШа» под себя ваяли (пульт там всё равно, впрочем, висел на втором этаже слева) - замечательная вещь была: отдельная выделенная вокальная линия... Посередине, под потолком, висели специальные колонки, в которые шел ТОЛЬКО вокал. Это, ребята, был «ништяк». И комбы там были нормальные... Жаль клуб! Так, о чём я?
Что же нам, не ходить на концерты? Ходить, конечно. Подытожу.

1) Слэмиться - у сцены. Звука там нет.

2) Слушать - около пульта, вставив в уши ватные тампончики.

3) Пиво пить - в любом месте.

4) Любить музыкантов. Мы очень стараемся. Мы только пока не можем купить клуб и поставить там необходимый аппарат. Дорогова-то выходит. Всё остальное мы делаем, не покладая рук. Нет никакого чуда в том, что на концерте звук - как на пластинке. Но для этого концертный аппарат должен быть сопоставим по качеству с инструментами музыкантов. Такой аппарат есть, например, в «Б1» - но там аренда абсолютно неподъёмная. На крупных «Опен эйрах» это тоже возможно, там хорошую технику ставят, но там успеть от-строиться проблема.

5) Вот, собственно, и всё.
http://culturavrn.ru/music/841