Современная музыкальная критика и журналистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Реклама

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

-

2

Руководитель креативной группы MOST Creative Club Михаил Герасимов, который участвовал в создании ролика, рассказал vc.ru об идее кампании, а креативный продюсер агентства Радик Рахимов поделился некоторыми деталями о ходе проекта.

вирусный потенциал контента

Михаил Герасимов
MOST Creative Club
В интернете запрещена любая реклама алкоголя, то есть почти вся традиционная медийка: баннеры, ТГБ, прероллы. Конечно, есть возможность снять стандартный ролик и растиражировать его через массовый посев. Но интернет такого не прощает: в лучшем случае проигнорирует, в худшем — вам придется закрывать комментарии и накручивать лайки, чтобы хоть как-то уравновесить количество дизлайков. Поэтому остается только одно — создавать брендированный контент, который будут распространять сами пользователи.

Это лотерея, черный лебедь, удача — нельзя со стопроцентной вероятностью предугадать, зайдет твой контент или нет. Поэтому, кстати, если агентство обещает вам гарантированный охват, то либо речь идет о посеве, либо оно лукавит. Поэтому нам как агентству остается одно: максимально увеличивать вирусный потенциал контента.

Как мы постарались этого добиться:

1. Нашли звезд, которые популярны не только как музыканты или ведущие, но и являются героями мемов, то есть известны в интернете. Представьте вместо Снуп Догга Ice Cube или 50 Сent, и концепция сразу потеряет в интересе для русского зрителя.

2. Все любят ролики из серии «Однажды в России» (Meanwhile in Russia). Поэтому мы добавили в проект реальные видео со странными, но популярными развлечениями.

3. Добавили ностальгии (привет тёплому ламповому телевидению 90-х годов).

Если вы хотите разрабатывать охватные проекты, дам очевидный совет: утяжеляйте свою идею комбинацией факторов вирусности. Мало просто использовать звезд. У вас получится ролик «ЗилАрт». Также мало просто использовать юмор. Объединяйте, комбинируйте, создавайте дополнительные ценности. Например: «милота + традиции + трюк = реклама WestJet», «актуальный повод + юмор + звезды = ролик Volkswagen», «животные + трюк + юмор = реклама Subaru».
https://vc.ru/p/xzibit-snoopdogg

09 июня 2016, 19:23 Елена Очкова 18 463 134
Письмо в редакцию: Маркетолог может убить бизнес, если его вовремя не остановить
В редакцию vc.ru пришло письмо от Дмитрия Шахова, генерального директора веб-студии Remarka и основателя MadCats. Шахов рассказал, почему возникает недопонимание в общении предпринимателей и маркетологов, и привел несколько реальных диалогов.

Твитнуть
41
Поделиться
1288
Поделиться
137
6
195
Специалистам нравится выкладывать свои кейсы, показывающие, какой клиент мудак. Вывод в каждой такой статье один: надо работать только с теми, кто способен понять тонкую натуру и идеи подрядчика по продвижению бизнеса. Мол, только в условиях полного доверия к вам вы сможете поднять чужую фирму до небес. Если этого не случилось, то только потому, что клиент не согласовывает, не согласен с концепцией или стратегией, не внедряет и так далее. Список клиентских грехов бесконечен.

У любой проблемы есть две стороны, и пора выслушать вторую. Помимо агентства интернет-маркетинга, у меня есть несколько бизнесов. Для большинства из них я занимался рекламными кампаниями сам, от стратегии до реализации. Но время идет, основной бизнес требует больше внимания, да и не во всем моих компетенций хватает, так что я тоже стал работать с интернет-маркетологами разных типов и размеров.

Через какое-то время сотрудничества пришло понимание, что модель «Эй, клиент, а ну прогнись и сделай это за свои деньги», которую проповедуют большинство гуру от маркетинга, может попросту убить бизнес, если вовремя не остановить полет их фантазии.

— У вас же сезон сейчас: лето, палатки, велики. Давайте посеем пост об этом в городское сообщество.

— Зачем?

— Множество людей это увидит.

— И что?

— Ну как, будут звонки и заказы.

— У нас спонтанный спрос. Если вам сейчас не нужна эта услуга, то одна новость не заставит вспомнить о нас, когда будет надо.

— Вы неправы. Там же есть и те, кому надо прямо сейчас.

— Сколько?

— 40−50 переходов будет.

— За 2000 рублей? Это же в 10 раз дороже контекста.

— Надо пробовать, может, эффект будет и лучше.

— Ок, вам лучше знать, вы же профи.

Когда я прихожу к компании, которая оказывает услуги, я жду понятного мне предложения. На уровне картинок. Наверно, мне стоило бы прислушаться к советам гуру и вникнуть во все эти новые технологии на рекламном рынке. Я же должен быть грамотным и сознательным — сказать больше, идеальным — клиентом для моих многочисленных подрядчиков.

Но, черт побери, я должен когда-то заниматься еще и бизнесом. Так что я жду не разъяснений, что к чему и как это правильно называется, под глумливые улыбки. Я принес пачку денег и хочу увидеть, как она превратится в еще бóльшую пачку. Покажите мне это так, чтобы я понял за пять минут.

— Нужно будет два раза в день публиковать в группе записи.

— У нас нет столько инфоповодов.

— Надо будет напрячься, если хотите получить отдачу. Наверняка у вас что-то происходит каждый день.

— Происходит, но это рутина, на инфоповод не тянет.

— Ну вы кидайте, мы попробуем из этого что-то вытащить.

— А зачем вообще это делать?

— Надо будить аудиторию.

— Зачем?

— Это сложно объяснить. Коротко говоря, если не будить — они вас забудут.

— А они будут лучше помнить, если заваливать их высосанными из пальца новостями?

— Это работает.

— Ну, тогда ладно, вам лучше знать.

Вместо этого я слышу пространные размышления о том, что для понимания идей агентства мне нужно потратить куда больше пяти минут. Что потребуется несколько встреч, бриф, интервьюирование сотрудников. Согласен, погружение — это важно, но не сейчас. В данный момент я должен принять основное решение — работать ли с вами вообще.

Дайте мне картинку, схему, набор тезисов. Я хочу понять, как и когда моя пачка денег превратится в другую побольше. И всё. У меня ровно пять минут. У меня там бизнес стоит, пока вы пытаетесь мне продать себя, я теряю деньги в этот момент. Возможно, чисто гипотетически я теряю гораздо больше, отказываясь от вашего предложения, но кто в этом виноват? Я или вы, когда не можете мне коротко пояснить, куда пойдет бюджет и что из этого выйдет?

— Добрый день, вы не хотите разместить рекламу в нашем справочнике? У нас есть звонки по вашей теме.

— Сколько?

— За последний месяц 39 звонков.

— У нас в день до сотни поступает по иным каналам.

— Но это же недорого, всего 6000 рублей за полгода.

— Это даст нам одного клиента в месяц за 1000 рублей. Это дорого. И не имеет практического смысла: это просто слишком мало для такой суеты.

— Вы упускаете возможности, этот клиент потом придет второй раз.

— Не факт.

— Мы сделаем скидку, у нас акция сейчас.

— Вы меня слышите? Это для нас неэффективный канал.

— То есть вы отказываетесь?

Услуги — самый простой для старта бизнес, не требующий больших вложений, поэтому там так много косноязычных узкопрофильных специалистов. Они совершенно не понимают, что их клиенты рискнули почти всем, чтобы начать свой бизнес. Что клиент, который пришел за продвижением, не стартап открывает, а уже кормит десятки или даже сотни людей. Что любая рекламная кампания — это не просто инвестиция и эксперимент, это надежда на лучшее.

Бизнесмену нужно понимать риски. В этом и есть кардинальное различие восприятия типичного «продвиженца» и типичного клиента. Когда маркетолог говорит: «Давайте попробуем», он имеет в виду именно «Давайте попробуем, вдруг получится». А когда то же самое говорит бизнесмен, он смотрит на объем конверсий на выходе и считает выгоду от канала. Так что даже плохой с точки зрения специалиста канал может быть выгодным и интересным с точки зрения бизнеса — просто надо будет скорректировать под него схему реализации. И наоборот.

— Вам что, не нужны клиенты?

— Нужны.

— Так размещайтесь у нас.

— Зачем?

— Это недорого. Попробуете и узнаете.

— Я не хочу пробовать.

— Вам что, не нужны клиенты?

Пример — продажи в Instagram. Большой охват, красивые фотки, тысячи касаний. И два заказа — при потребности бизнеса в 200 заказов. Можно потратить больше времени, сил, найти лучшего подрядчика и сделать 10 заказов. При потребности в 200. Можно попытаться увеличить охват до слабоцелевой аудитории, затратить море денег и получить 15 заказов. При потребности в 200 — вы меня слышите вообще?

Я не против рекламы в Instagram, и числа условные. Но потребности бизнеса могут сильно не совпадать с возможностями канала, а значит, и ценность его будет минимальной. Проще говоря, бизнес не будет проявлять горячего желания развивать канал. И очередной Instagram-гуру будет грустить, распевая в тематическом сообществе, какой клиент мудак попался: согласовывает медленно, платит мало и вообще не торт.

— Давайте выпустим рекламу на жировках ЖКХ (квитанция на оплату услуг — прим. ред.).

— И что?

— Там тираж — все подъезды города, вас увидят все жители.

— Вы же понимаете, что большинство эту рекламу не увидит, а остальным не факт, что нужны наши услуги. Это выстрел из пушки по воробьям.

— Но охват!

— Вот если вы предложите, как увеличить охват тех, кто в момент контакта с рекламой испытывает потребность в наших услугах, я вас с интересом выслушаю.

— Это увеличит запоминаемость вашего бренда.

— За одно касание? Вы сами в это верите?

— Надо пробовать. Вы можете потом догонять их наружкой, на ТВ.

— Расходы по «догонять» на полгода превышают максимум возможных доходов от проекта за десять лет. У нас нишевый бизнес, нужный далеко не всем.

— Ну как же не всем? Прокат инструментов нужен всем.

— Ок, вам виднее.

Какой выход из ситуации? Да просто не надо думать, что на вас свет клином сошелся. Крайне редко продвижение заказывает бизнес, где придется ставить продажи с нуля. Если бизнес есть, если он живет, то с каналами получения клиентов у него все более или менее нормально. Какие-то из этих каналов можно подтянуть — это один повод для общения. И еще можно предложить новые каналы, но не рассчитывать на то, что бизнес вам с ходу даст зеленый свет и полный доступ «к телу» и бюджетам.

— Надо стать спонсором велопробега.

— Зачем?

— Вы же сдаете велосипеды в прокат. Организаторы вас просто расцелуют!

— У нас четыре велосипеда. Мы не можем покрывать спрос на мероприятия. Наш заказчик — гости города, которым велосипед нужен на небольшой срок, а сам спрос вытянут в течение года.

— Так в чем проблема. купите еще двадцать велосипедов. Сможете покрывать мероприятия.

— Во-первых, это значительная инвестиция: нам нужны качественные велосипеды, а не Китай из жести. Во-вторых, нам их негде хранить. В-третьих, в межсезонье они будут просто стоять.

— Вы не хотите развиваться, так и скажите.

Когда я в очередной раз слышу «А давайте попробуем», я говорю: «Стоп, давайте без "давайте"». Давайте сначала посмотрим на схему будущей работы и взаимодействий. Возможно, под вашу «хотелку» мне придется перестроить бизнес, и это немалые затраты, а может, и нереальные в принципе. Возможно, я просто не смогу выполнить ваши условия по взаимодействию: мое время не резиновое. Возможно, вы не сможете настолько погрузиться в мой бизнес, чтобы корректно направить свои усилия, и на выходе получится пшик вместо планового «вау».

— Давайте увеличим число повторных заказов с помощью рассылки.

— У нас практически нет повторных заказов.

— Так потому и нет.

— Вы меня не слышите: туристы не едут в тот же город второй раз, это специфика бизнеса. Возвраты единичны.

— Вы просто не хотите развиваться. Email-маркетинг — это продвинутая технология.

— Пусть так. Вам виднее.

Я директор. Я хочу картинку. Дайте мне ее. Поверьте, если я взрастил свой бизнес, который стабильно развивается более десяти лет, я смогу оценить ценность возможных работ, показанных в вашей презентации, за несколько минут и пару наводящих вопросов.

И если я потом оказываюсь мудаком, то только потому, что у вас что-то не так с коммуникациями, а не потому, что я не в состоянии оценить гениальность вашей идеи. За мной стоят сотрудники, деньги, клиенты, обязательства, семья, наконец. Непросчитанные риски на чужие «хотелки» могут за месяц поставить мой бизнес на колени. Вот тогда я точно стану мудаком. Сразу для всех.

P. S. Все диалоги взяты из реальной практики. Совпадения считать случайными.

письмо в редакцию
https://vc.ru/p/shahov-letter
Nikita Shirobokov  TCEH  5 дней назад
Блин, Шахов — идеальный клиент для маркетолога. Большинство заказчиков нужно учить метрики считать, ROI, юнит-экономику, аудиторию сегментировать, ценностные предложения с минимальными потерями тестировать... А здесь всё на месте. Респект!

18
Константин Шукалов  5 дней назад
Это вам не Торшина писала случаем? XD
Ну а в целом, считаю, что пора расширять методики применения CPA, когда клиенту продают готовую заявку, а не сливают его бюджеты с мало понятными перспективами. Это здорово повысит как профессионализм на рынке, так и дает понятную обоюдовыгодную форму сотрудничества между бизнесом и маркетологами.

0
Константин Шукалов
Дмитрий Шахов  MADCATS  5 дней назад
Не везде методики СРА применимы. Это я как клиент пишу. Иногда мне нужен просто охват для генерации отложенного спроса, например. Не все меряется в бизнесе продажами. Чаще всего, продажа - это следствие.

15
Дмитрий Шахов
Константин Шукалов  5 дней назад
Есть такое дело, но так же есть не освоенные ниши, где интереснее было бы применять CPA, но оно не применяется т.к. не разработаны соответствующие алгоритмы определения конверсии и т.д.

0
Константин Шукалов
Дмитрий Шахов  MADCATS  5 дней назад
Если начать перечислять, что еще не реализовано в наших бизнесах, список получится на страниц сорок. :)

4
Дмитрий Шахов
Константин Шукалов  5 дней назад
есть где разгуляться при должном желании :D

0
Дмитрий Шахов
Eugene Mischenuk  ФАБРИКА ДИАЛОГОВ  4 дня назад
Вы встречали бизнесменов и маркетологов, кто знает что такое отложенные спрос и эффект от охвата? Вы везунчик. Всем нужны продажи здесь и сейчас в течение максимум месяца. :) лучше буклеты заказать. Их если что можно в руках подержать :)

3

Как создать тестовое задание для SMM-менеджера

читать дальше

SMM — одно из самых широких понятий на рынке рекламы: менеджером по маркетингу в социальных медиа может быть как сотрудник технической поддержки, так и опытный маркетолог. Как правильно составить тестовое задание для кандидата, учитывая специфику вашей вакансии?

В первую очередь необходимо определиться с функционалом. Если у вас небольшая компания, где в нагрузку к SMM идет блок работ по Online Reputation (работа с системами мониторинга, отзывами), данную инструкцию необходимо дополнить вопросами из этих блоков. В тексте речь пойдет о маркетологе, который работает исключительно с социальными сетями и сервисами.

Деятельность компании в Social Media держится на трех китах: генерация контента, комьюнити-менеджмент и привлечение аудитории. В грамотном агентстве или развитом отделе маркетинга функции креатора, таргетолога и комьюнити-менеджера разделены. Но если речь идет об универсальном сотруднике, то у меня есть три правила, которые полезно использовать при создании тестового задания для него.
Реклама
1. Оно должно относиться к вашему продукту, чтобы оценить, насколько потенциальный кандидат изучил его.

2. Оно должно быть практическим. Под «практическим» подразумевается не столько сбор информации и ответы на вопросы, сколько создание уникального контента.

3. Оно должно моделировать реальную ситуацию. Это чаще всего относится к сфере комьюнити-менеджмента, где кандидату предлагается провести письменный диалог (через личные сообщения) с одним из участников аттестационной группы и решить его проблему, погасить негатив, добиться положительного отзыва.

Генерация контента

Обычно при постановке задачи по созданию контента кандидата просят написать несколько текстов по заданным рубрикам и подобрать к ним картинки. Это очень легкое задание, которое поможет лишь оценить грамотность и умение пользоваться поиском Google по картинкам.

Как можно усложнить задание:

1. Создание инфографики. Визуализация уже существующего текста о компании, ключевые даты, параметры продукта, — практически любую информацию можно изобразить в виде инфографики. Менеджеру при этом совершенно не обязательно владеть визуальными редакторами. В интернете существует множество сервисов с шаблонами для инфографики и настройками для индивидуализации продукта.

2. Создание коуба или вайна. Видео, которое ярко доносит простую мысль — отличный способ проверить кандидата на креативное мышление. Оценивать работу можно по сочетанию трех факторов: видеоряд, аудиоряд, название видео.

3. Комиксы и мемы. Здесь можно оценить как чувство юмора кандидата, так и умение генерировать идеи в условиях готовых сценариев.

4. Работа руками. Для некоторых вакансий могут быть важны дополнительные навыки кандидата: умение взять комментарий, подготовить фоторепортаж или снять видео. Если это ваш случай, то важно не забыть про них в тестовом задании.

Комьюнити-менеджмент

Комьюнити-менеджер может выполнять различные функции: от техподдержки и модерации до разработки механик акций и конкурсов. Основная задача КМ — поддержание интереса в сообществе. Поэтому кандидат должен:

Уметь работать с негативом
Если у вас есть стабильный поток входящих жалоб от абонентов или пользователей, КМ должен своевременно, бысто и четко их обрабатывать. В качестве теста вы можете предложить ему ряд запросов от пользователей, на которые он должен написать письменный ответ.

Разбираться в функционале сообществ
Все больше компаний используют вики-верстку «ВКонтакте» и комментарии для проведения игр с пользователями: от «Открой ячейку» до «Морского боя». Вы можете поставить кандидату задачу адаптировать или придумать механику для подобной коммуникации с пользователями. Разумеется, идея игры должна быть связана с вашим продуктом.

Знать конкурсные механики
Самая популярная и банальная механика — сделай репост и подпишись, чтобы принять участие в розыгрыше. Как правило, это привлекает в основном халявщиков, которые не интересуются ни брендом, ни продуктом, а просто хотят что-то выиграть. Грамотный КМ должен знать множество конкурсных механик. Главное — правильно поставить задачу. Каких результатов вы ждете от конкурса: подписку на страницу, UGC, решение задачи?

Уметь добывать UGC
Фотографии в «Инстаграме», отзывы в «Фейсбуке», комментарии «ВКонтакте», — если вашим продуктом пользуются люди, 100% что и в социальных сетях есть множество контента, посвященного именно ему. Вытаскивать истории в личной переписке, перебирать хештеги, пройтись системой мониторинга по соцсетям, — способов найти упоминания о вашем продукте достаточно.

Привлечение аудитории
В данном блоке работ есть две основные задачи: правильно определить целевую аудиторию и эффективно ее привлечь. Именно на основе этих функций будут созданы задания.

1. Определение целевой аудитории. Самый удобный инструмент для визуализации сегментов ЦА — это Mindmap, поэтому вы можете попросить кандидата провести небольшое исследование или пофантазировать, каким сегментам аудитории может быть интересен ваш продукт. Результаты деятельности могут быть представлены в виде ментальной карты, которую впоследствии можно дополнять.

2. Медиапланирование. Создание медиаплана — отличная возможность посмотреть, насколько системно мыслит кандидат и справится ли он с ролью групхеда в случае расширения SMM-направления. В медиаплан могут быть включены как официальные рекламные инструменты (таргетированная реклама), так и неофициальные (посев в сообществах, сервисы для массфоловинга). Перед потенциальным сотрудником лучше всего поставить задачу максимум — пусть он использует максимум эффективных инструментов, а вы потом сможете оценить его знания в этой области.

3. Знание инструментария. Что такое «Церебро»? Какие форматы лучше заходят в «Фейсбук»? Каким образом происходит продвижение аккаунта в «Твиттере»? Список вопросов и задач индивидуален для каждого проекта и может требовать углубленного знания инструментов продвижения. Ставить задачу потенциальному кандидату по описанию инструмента и его функционала — не самая хорошая идея. В лучшем случае вы получите рерайт с официального сайта или статьи из топ-10 Google. Гораздо важнее понять, как кандидат понимает процесс продвижения в целом, от постановки задачи до анализа эффективности продвижения. В этом случае вы можете описать проблему и попросить кандидата детально и пошагово описать алгоритм действий, по которому он будет ее решать.

Источник картинки на тизере:Depositphotos

Источник cossa.ru

Как бесплатно пиариться на Cossa: инструкция для PR-специалистов

Свернутый текст

Андрей Коновалов, ИО главреда в Cossa

Это назревшая и наболевшая статья. Для PR-специалистов, которые хотят чего-нибудь у нас опубликовать.

Для PR-специалистов у нас есть две новости: одна хорошая, а вторая, конечно же, плохая.

Хорошая новость в том, что Cossa можно использовать для продвижения вашей компании и не платить за это денег. У нас можно опубликовать интересную статью с упоминанием вашей компании, и эту статью прочитает куча народу.

Плохая новость: у большинства пиарщиков это не получается. Мы ежедневно отказываем в публикации примерно трём-пяти статьям, подготовленным пиар-службами (пресс-релизы вообще не в счёт). Просто потому, что статьи эти очень плохие. Пустые, скучные, никому не нужные. При этом мы тратим время и силы на то, чтобы прочитать, вникнуть, разобраться. Представляете, что в итоге мы думаем про пиар-службы?

Хорошая статья — вещь очень простая, но сделать её сложно.
Вам нужно выполнить всего два условия. Но именно на этом режется большинство пиарщиков.

Условие первое: статья должна быть полезной. Содержать полезную информацию и/или будить мысль, подталкивать к размышлениям. Никому не интересно читать, что вы «ведущая компания в области чего-то там», но всем интересно в подробностях узнать, как вы, к примеру, исследовали рынок перед запуском нового направления. Или услышать честный рассказ, как вы это направление потом провалили. Равнодушных не останется, будьте уверены!

Условие второе: статья должна быть написана простым, понятным и лёгким языком. Убирайте весь канцелярит, корпоративный пафос, убирайте пустословные абзацы — каждый кусочек текста должен быть читателю зачем-то нужен. Буквально так и проверяйте: в этом абзаце говорится что-то полезное, нужное, интересное? Нет? Режьте. Не оскорбляйте букв пустотой.

Проверить, хороший ли у вас получился текст, нетрудно. Вот вам проверочный афоризм: «Хороший текст читателя торкает, а читатель его лайкает».
То есть, хороший текст вызывает у читателя реакцию «Ух ты, классно!», после чего он радостно делится им с коллегами, сохраняет в закладки, постит в соцсети. Тут никакой магии, с хорошими статьями это делают, с плохими — нет.

Подумайте, есть ли в вашей статье хоть что-то, что может вызвать такую реакцию?

Вот, кстати, пример текста, замечательно выполняющего PR-функции: Как продавать, честно рассказывая о своём бизнесе и набиваемых шишках. Кейс «Мосигры».
Видите, мы даже название компании прямо в заголовок поставили. И это было для неё совершенно бесплатно.

Пришлёте нам интересную и полезную статью — и ваше поставим. Нам совсем не трудно.

И вот ещё несколько правил, которые очень советуем соблюдать PR-специалистам, чтобы не будить в редакторах лютых зверей.

1. Не шлите нам всё подряд. Все эти мега-новости про выход нового младшего помощника старшего заместителя, про сдачу клиенту долгожданного лендинга, и всю прочую корпоративную нетленку — не надо. Мы тут люди утомлённые, чем больше хлама от вас валится в ящик, тем скорее ваш адрес окажется в спам-листе и вы до нас вообще не достучитесь.

2. Не ставьте нас в список рассылки. Хотите дружить — пишите индивидуально. Люди в редакциях нежные, нам больно не видеть своего имени в поле «Кому» и после «Здравствуйте!». Нет времени писать индивидуально? «Тогда не пишите, никто не неволит», как поётся в старинной песне.

К слову, работать пиарщиком в диджитале и не уметь писать «индивидуальные» письма тысяче адресатов разом — даже и не знаю, что может ярче показывать несоответствие человека и его должности.

3. Заранее готовьтесь к правкам и переделкам. Когда нам вдруг присылают статью, в которой нечего править, мы от счастья плачем и танцуем, танцуем и плачем. Но чаще бывает не так. Чаще мы просто плачем, а потом пишем комментарии в стиле «Что значит в тексте „получили много заказов“? Дайте цифры, проценты, скриншоты». Один несчастный материал может доделываться и допиливаться до месяца. Мы пишем комменты, вы правите, мы опять пишем... В общем, готовьтесь к тому, что, когда вы отправляете текст в редакцию, работа над ним только начинается. А с вариантом «Текст согласован с руководством, править нельзя» — не к нам.

4. Не пишите статьи за экспертов. Мы знаем, это очень частая ситуация. PR-отдел что-то сочиняет, подписывает именем кого-то из специалистов компании и присылает нам. Такие тексты видны сразу — поверхностные, да к тому же с разного калибра ошибками.

Вот из совсем недавней статьи как бы от имени директора по интернет-маркетингу: «Мы активно занимаемся контентным продвижением, например — к праздникам всем клиентам отправляем открытки с поздравлениями».
Чувствуете невидимую руку мастера слова, да?

Это всё опускает вашу компанию, а не продвигает её. Эксперт потому и эксперт, что смотрит вглубь и понимает смысл своих слов.

Если ваши эксперты не желают сочинять самостоятельно — поговорите с ними устно, запишите разговор на диктофон, расшифруйте и сделайте из этого статью. Но не придумывайте сами, пожалуйста!

Впрочем, нет. Вы тоже можете написать экспертную статью — о том, в чём являетесь экспертами. Например, о PR.

5. Не пишите статьи без интересной и вызревшей темы. Возможно, у вас стоит KPI — ни дня без строчки. Мы вам сочувствуем. Но нет ничего хуже текстов, которые рождаются только потому, что по KPI положено. Это имитация, прекрасные принц с принцессой в фанерном исполнении. Не делайте так, пожалуйста. В мире и так много ужасов, зачем их умножать?

Тема должна назреть, проситься наружу: раскрой меня, расскажи в деталях и подробностях, какая я сложная, какая интересная. Автору должно быть радостно от того, что он делится с людьми важным, нужным и полезным — а ведь ещё и себя при этом показывает человеком умным и глубоко понимающим!

Поэтому не вымучивайте темы, спрашивайте о них ваших экспертов. О чём им хочется рассказать, чем поделиться?

Что, ничем? Да, частая ситуация. Тогда не делайте статей вообще — сэкономите время и себе, и нам.

Кстати, лайфхак: лучше из раза в раз глубоко копать одну тему, показывая себя в ней специалистами, чем поверхностно прыгать по всему подряд, от контента до контекста, демонстрируя лишь то, что PR-службу, похоже, хорошо дрючат.
6. Используйте «слепую проверку». Когда текст готов, покажите его компетентным коллегам — но не говорите, что текст ваш. Вернее, даже прямо скажите, что чужой. Придумайте легенду: прислал фрилансер, «скачали в интернете», украли у конкурентов. Что угодно, лишь бы никакого отношения лично к вам не имело, и у коллег не было повода деликатничать. Попросите оценить и прокомментировать.

Скорее всего, будет больно. Возможно, вам навсегда расхочется брать в руки перо. Что ж, это жизнь. В ней можно и много чем другим заняться.

Например, разводить кур.
11 мая 2016, 10:00
http://www.cossa.ru/234/129988/

Как продавать, честно рассказывая о своём бизнесе и набиваемых шишках. Кейс «Мосигры»

Свернутый текст

Сергей Абдульманов, CMO в Мосигра

О том, как достучаться до людей, которые плохо относятся к любой рекламе, рассказывает Сергей Абдульманов, директор по маркетингу «Мосигры».

В 2010 году мы решили начать рассказывать о бизнесе «Мосигры» без попыток что-­то продать или в чем­-то убедить. Просто писали своего рода письма, которые могли бы написать коллегам, спросившим совета — с полезными лайфхаками, опытом «изнутри процесса», описанием своих уже ощупанных грабель и наблюдениями. Тогда мы ещё не знали толком, зачем это делаем, но было интересно.

Спустя 5­6 постов, через два или три месяца, продавцы начали рассказывать, как люди в очередях на праздники обсуждали наши внутренние процессы:

«О, смотрите, карточку предлагают. Я читал про то, как и что они делают».
«Да-­да, я тоже».
Нас начали узнавать уже не как сеть магазинов настольных игр, а как компанию, рассказывающую про свой бизнес.

Оказалось, что это своего рода реалити­-шоу «Построй правильный бизнес в России». К нам начали приезжать журналисты (сами, без всяких попыток их позвать), приглашать на интервью и давать развороты. А мы продолжили писать, рассказывая о том, что и как делаем. Как оказалось, именно информация такого рода была нужна людям как вода в пустыне.

В какой­-то момент нам надо было рационализировать эту стратегию, чтобы разобраться, что и зачем мы делаем. До этого момента всё шло «как есть».

Мы провели пару экспериментов по декомпозиции спроса на товары, которые приводили как примеры в своих постах (опять же без рекомендаций к покупке). Сравнили с «продающими» материалами в тех же каналах. Выяснилось несколько довольно интересных особенностей:

«Продающий», то есть явно рекомендательный материал, не сильно отличается по коммерческому эффекту от материала, где товар едва упоминается или не упоминается вовсе. Соотношение примерно 100-­80-­70. Это говорит о том, что триггером покупки служит в большинстве случаев не конкретная товарная рекомендация, а просто напоминание о бренде.
Аудитория, которую мы охватывали постами о работе бизнеса, довольно мало пересекается с аудиторией, которую мы охватывали традиционными диджитал-каналами и офлайн-каналами. Удавалось добраться до владельцев бизнеса (которые вообще не концентрируются ни на одной площадке Рунета, разве что кроме РБК), но самое главное, мы получили возможность стучаться к тем людям, которые «органически не переваривают» рекламу.
Здесь появился довольно интересный эффект. Да, есть категория людей (и, судя по продажам — довольно крупная), которая игнорирует не только классическую рекламу, но и любые попытки что-то продать в так называемой «нативной» рекламе, то есть, по сути, в диджитальных интеграциях. Но эти же люди очень вовлеченно участвуют в активностях, связанных только с полезными советами и наблюдениями. Получается, что мы проходим своего рода «спам­-блок» в голове такого человека тем, что даём ему нужную информацию, не прося и не получая ничего взамен. А дальше наступает интересное: наш бизнес — это бизнес 15-ти дней второй половины декабря, плюс есть пики на 14, 23 февраля и 8 марта. Всё остальное время года — это просто присутствие где-то на рынке без таких ярких продаж. И вот именно эта часть аудитории, которая не реагирует на обычные виды сообщений, стала приходить к нам на праздники. Мы просто присутствовали в их инфополе, были для них знакомы и привычны, и они точно знали, что мы можем, а что — нет. И заглядывали в магазины.
Примерно на третий год мы начали получать отличную обратную связь. Фактически мы объяснили десяткам тысяч людей (это ядро охваченной аудитории, общий охват канала составлял на тот момент около 5 миллионов человек), как работает наш бизнес. И они отправляли нам фидбек по магазинам во Владивостоке, в Южно-­Сахалинске, в самых разных местах, где просто нельзя присутствовать физически постоянно, если головная организация в Москве. Благодаря такой обратной связи (и проверке данных) мы расторгли контракт с франшизой в Волгограде, кстати. Образовался ещё один удивительный эффект — люди знали, что могут напрямую связаться с управляющими бизнесом и лично повлиять на процессы. Это совпало по времени с началом печати телефонов региональных руководителей на каждом чеке и появлением почты руководителей (вплоть до учредителя) на сайте, что ещё усилило это направление работы по сервису.
У нас есть товарная рассылка по клиентской базе. Однажды я попробовал рассказать фееричную историю бизнеса, вообще не относящегося к нам (продуктовые магазины на севере Гренландии и их конкуренция в этих странных условиях). В ответ пришло чуть меньше тысячи писем с просьбой продолжать. Кажется, в нашей стране каждый хочет не только посадить дерево, но и открыть своё дело — только как-нибудь потом. И копит для этого полезные данные.

Фотография из поста «Как нормальные пацаны заходят в „Мегу“: 7 магазинов за месяц»

Таким образом, базовая стратегия для московского бизнеса видится сейчас такой: нужно получить экспертизу в каком-­то вопросе и поделиться выжимкой пользы с широкой аудиторией. Важных моментов три:

Это эффективно работает только для общероссийского или московского бизнеса, потому что большая часть крупных площадок недифференцирована по городам, но при этом практически каждая хорошо охватывает Москву, и уже потом — остальные регионы.
Важно отдавать именно экспертное мнение, а не «мы попробовали». Вялые попытки и непроверенные данные никому не нужны. Нужно разобраться детально, набить шишек, сделать правильно и протестировать — только тогда рассказывать.
Важно не прятать коммерчески­ ценную информацию, то есть отдавать то, что было понято потом и кровью (или ценой серьёзных бюджетов). Несмотря на распространённые заблуждения, конкуренты всё равно не смогут этим воспользоваться (потому что большая часть решений требует совершенно иных процессов, нежели есть у них), но зато другой бизнес в других сферах — запросто. Ради эксперимента, например, мы как-­то отдали свой франчбук для открытия точки косметики — и это сработало. Что, кстати, наводит на мысль, что франчбук интересен не только нам самим в рамках своего рынка.
В качестве же примера прямого практического кейса можно привести продажи книги «Бизнес как игра», которую мы выпустили примерно на 5 год реализации такой стратегии. Внутри 140 практических историй по управлению, маркетингу, открытию магазина и старту бизнеса — простые и понятные каждому в России истории малого и среднего бизнеса. Мы постарались сделать её и лёгкой, и в то же время очень полезной — такой, как разговор с опытным другом где­нибудь на кухне. Так вот, на вторую неделю продаж книги у нас было уже 7 обращений по поводу открытия новой франшизы.
http://www.cossa.ru/234/119691/

ПРОДЮССИРОВАНИЕ И РАСКРУТКА АРТИСТОВ-ЗВЕЗД НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦА ЛИСТА (ИНТЕРЕСНЫЕ АНАЛОГИИ С ТРЕНИНГАМИ)

с

В середине XIX века «…появился Франц Лист. Молодому венгру, наделенному внешностью херувима и осененному поцелуем Бетховена любимцу молодого Парижа, был двадцать один год, когда концерт Паганини во время эпидемии холеры вызвал в его сознании «ослепительную вспышку», изменившую всю его дальнейшую музыкальную жизнь. «Что за человек! Что за скрипка! Что за артист! Боже, какие страдания, какие муки, какие пытки заключены в этих четырех струнах!» — воскликнул он.

В тот же вечер молодой Лист твердо решил стать, по его собственным словам, «Паганини фортепиано». За несколько недель он сочинил виртуозную фантазию «Clochette» на звончатую тему «Кампанеллы» из си-минорного скрипичного концерта Паганини, за ней последовали шесть немыслимо трудных «Этюдов», один из которых был написан на ту же тему, а пять остальных — на темы из двадцати четырех «Каприсов» Паганини для скрипки соло. Эти пьесы и то, как Лист исполнял их, полностью изменили представление о том, что могут сделать на клавиатуре руки человека. Он вывел фортепиано из галантных салонов и декабрьским вечером 1837 года продемонстрировал его громоподобную мощь перед тремя тысячами слушателей в большом зале миланской Ла Скала. «Никогда еще рояль не производил такого эффекта», — сказал Лист своему фортепианному мастеру Пьеру Эрару. После этого Лист аранжировал для фортепиано симфонии Бетховена, заявив, что в музыке не существует того, что нельзя было бы воспроизвести на рояле.

Лист, как и Паганини, окружил себя аурой романтического фатализма. Он стал отцом троих внебрачных детей французской писательницы графини Мари д'Агу, спутником известной соблазнительницы Лолы Монтес и ухаживал (говорят, вполне целомудренно) за куртизанкой Мари Дюплесси, ставшей прообразом чахоточной героини «Дамы с камелиями» Александра Дюма. При всех этих амурных похождениях он отличался крайней набожностью и в последние годы жизни был посвящен в сан в Риме и стал именоваться аббатом Листом. Но независимо от того, кем он был в первую очередь — грешником или святым, — тройственность его натуры, где сочетались музыка, эротизм и святость, воспламеняла воображение публики.

В чопорном Лейпциге «половина зала вскочила на стулья», когда Лист играл свою транскрипцию дьявольского «Лесного царя» Шуберта. Ганс Христиан Андерсен находил в нем «нечто демоническое... когда он играл, его лицо менялось, а глаза горели». «Мы были как влюбленные, как бешеные. И не мудрено, — писал русский критик Владимир Стасов. — Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурою, то носившеюся ураганом, то разливавшеюся потоками нежной красоты и грации...». Женщины доходили до того, что вырывали у него волосы и подбирали пепел от его сигары, который затем прятали на груди. Генрих Гейне, подобно клиницисту наблюдавший за их реакцией, назвал ее «листоманией», что, по определению, означало «нарушение психики, характеризующееся галлюцинациями», или «сильнейшую страсть или желание». Впрочем, Гейне чувствовал, что эта реакция была отнюдь не спонтанной. Публику словно бы вовлекали в искусственно создаваемое поле нервного напряжения:

«И все ж какое сильное, какое потрясающее впечатление производила уже одна его наружность! Как истово было одобрение, встретившее его аплодисментами! К ногам его бросали и букеты! То было величественное зрелище, когда триумфатор в полном спокойствии стоял под дождем букетов и, наконец, учтиво улыбаясь, воткнул в петлицу красную камелию, выдернув ее из одного такого букета.

И какие восторги! Настоящее сумасшествие, неслыханное в летописях фурора. Но в чем же причина этого явления? Все колдовство — так мне кажется временами — может быть объяснено тем, что никто в этом мире так хорошо не умеет организовать свои успехи, или, вернее, их мизансцену, как наш Франц Лист. В этом искусстве он гений... Аристократичнейшие личности — его кумовья, и его наемные энтузиасты образцово выдрессированы». «Аристократичнейшие личности и образцово выдрессированные наемные энтузиасты» — Гейне намекнул здесь на то, о чем не решился написать прямо, — что «листомания» была искусственно созданным психозом, результатом демагогического манипулирования массами и средствами информации.

Оглядываясь назад, можно уверенно сказать, что «манию» создавали специально. Лист выступал с концертами в течение двадцати лет, прежде чем начались все эти экстатические обмороки и столпотворения. Можно даже точно указать дату, после которой его стали принимать по-иному: 1841 год, когда пианист решил, что его гастрольная жизнь требует большей организованности. Ему не нравилось, как музыканты руководили музыкальной жизнью — ни в «Гевандхаузе» (где им восхищался Роберт Шуман), ни в Филармоническом обществе в Лондоне, где он, не считаясь ни с какими прецедентами, отказался от оркестра и ввел жанр сольных вечеров. Но, совершая турне по провинциальным городам, Лист часто сталкивался с тем, что рояль оказывался расстроенным, афиши не были расклеены, а билеты не продавались.
Движимые лучшими намерениями местные музыканты и их импресарио — такие, как композитор Луи Лавеню, занимавшийся организацией гастролей Листа в Англии в 1840 году, — уже не могли удовлетворить амбиции исполнителя. Лист хотел иметь личного агента, но такую должность в то время еще не изобрели, и ему пришлось импровизировать .

Он нанял секретарем своего соотечественника, но вскоре уволил его за некомпетентность. Потом он нанял преданного ему бывшего ученика, но тот сбежал, прихватив три тысячи франков. В феврале 1841 года Мари д'Агу предложила ему взять в следующую поездку переписчика нот Гаэтано Беллони в качестве сопровождающего и помощника. Лист дал Беллони работу, а итальянец четко определил свои обязанности. В течение следующих шести лет он занимался организационными вопросами и сопровождал Листа в его «годах странствий» — самых масштабных и дорогих из проводившихся когда-либо концертных турне: от Лиссабона и Лимерика на западе Европы до Константинополя и Елисаветграда на востоке. За одну неделю в Москве он заработал достаточно, чтобы купить дом. К моменту возвращения в Париж у Листа в банке Ротшильда лежала четверть миллиона франков. Он был богат, знаменит и обожаем повсюду, и всем этим он в значительной степени был обязан скромному, незаметному Беллони.

Спустя несколько лет, переписывая свое завещание, Лист воздал должное Беллони, которого, как он писал, «я обязан упомянуть первым [из моих друзей]. Он был моим секретарем во время концертов 1841-1847 годов в Европе и остался моим преданным и верным слугой и другом... Хочет он того или нет, но его великая привязанность ко мне, так же как его недавнее участие в концертах Берлиоза и Вагнера, сделала его частью "новой немецкой школы"».

Конечно, эти слова были высокой похвалой. Причисление скромного переписчика нот к великим реформаторам музыки означало, что Лист прекрасно осознавал значение новаторской работы, проделанной ради него Беллони.

Не придавая значения путанице в определении отношений («слуга и друг») и национальной принадлежности («новая немецкая школа» включала венгра, француза и итальянца), Лист вынужден был признать, что Беллони изменил сам метод организации и рекламирования концертов. Как именно он сделал это, остается неясным, поскольку Беллони отличался невероятной замкнутостью и, единственный из окружения Листа, не оставил после себя никаких писем или не сожженных дневников. Если попытаться сложить картину их взаимоотношений из известных нам разрозненных кусочков информации, становится понятно, что Беллони никогда не был ни слугой, ожидающим распоряжений хозяина, ни покорным компаньоном. Один веймарский историк, составивший хронику путешествий Листа, написал, что тот «давал концерты почти каждый вечер и путешествовал днем и ночью... Его секретарь Беллони всегда опережал его, чтобы все проверить и уладить».

До приезда Листа в любой город Беллони либо отправлялся туда сам, либо посылал кого-то вперед, чтобы передать в местную прессу сообщения о восторгах, вызванных предшествующими выступлениями. К тому времени, когда Лист въезжал в город в коляске, запряженной шестью белыми лошадьми, город уже был взбудоражен, а все билеты на концерт распроданы. Судя по всему, Беллони инстинктивно понимал, что люди жаждут чего-то необычного, что сенсации
питаются другими сенсациями, и что моду на что-то новое достаточно подтолкнуть, а дальше она уже покатится самостоятельно, набирая скорость. Он предвосхитил методы популяризаторов музыки наших дней, в том числе и свойственное им отсутствие угрызений совести. Одна из удачно запущенных перед приездом Листа историй — неизвестно, правдивая или вымышленная — о некоей поклоннице, собиравшей кофейную гущу из чашек Листа и хранившей ее в стеклянном флаконе на груди, гарантировала нашествие истерически настроенных дам на ближайшее выступление. В последние часы невинности человечества, когда не существовало ни телеграфа, ни телефонов, способных передавать информацию быстрее, чем из уст в уста, Беллони открыл правила раскрутки звезд и манипуляции сознанием, своеобразную матрицу, которая впоследствии легла в основу как прославления Гитлера, так и битловской истерии. Лист вполне мог добиться славы как пианист и композитор и без этих методов, но, пользуясь их плодами, он стал добровольным соучастником их применения.

Единственным человеком, усмотревшим что-то нечистое в незримой вездесущности Беллони, стал Генрих Гейне, обвинивший его в найме старомодных клакеров для имитации экстатических аплодисментов на концертах Листа. «Истории о бесконечных бутылках шампанского и невероятном благородстве полностью вымышлены», — возмущался поэт. Бедный Гейне. Он выследил злоумышленника, но не разгадал его деяний, считая Беллони всего лишь «пуделем Листа» и ругая хозяина за манипулирование чувствами публики. Он не мог ошибиться сильнее. Плотный, любезный и хитрый Беллони разработал стратегию, благодаря которой Лист поднялся от салонного пианиста до божества. Если Паганини объехал всего четыре страны, так и не смыв пятно с подмоченной репутации — тянущийся за ним невесомый шлейф слухов о сексуальной распущенности, пристрастии к наркотикам и связях с преступным миром, — то Лист завоевал всю Европу и был обласкан церковью и монархами. Пуританка королева Виктория пригласила его в Букингемский дворец. Когда они встретились на открытии памятника Бетховену в Бонне, Листа так огорчило состояние монаршей мебели, что он предложил королеве одолжить ей собственные золоченые кресла. На церемонии он отказывался играть, пока коронованные особы не кончат перешептываться. Сидя за роялем, он становился королем всего, что его окружало — и его корона мерцала светом загадочного ума Гаэтано Беллони. Преклонение обывателей и королей, заискивание церковников и патронесс — едва ли не вершина того, что может требовать звезда от рекламного агента. И Листа спокойно можно назвать первой концертной звездой, а Беллони — изобретателем системы звезд.

Помимо этой функции, Беллони крепко держал в руках всю организацию гастролей Листа. Он вел учет деньгам, полученным от продажи билетов, и оплачивал залы. В единственном дошедшем до нас письме с его подписью речь идет о переговорах с компаниями, производившими рояли, с целью выбрать ту, что устроит Листа. Сохранились воспоминания о том, как он стоял за кулисами на одном из концертов Листа, подсчитывая слушателей по головам и сравнивая их число с суммой сбора. Этот анекдот настолько красноречиво свидетельствует о нравах индустрии развлечений, что Чарлз Видор воспользовался им в голливудском фильме о жизни Листа.

Деловые отношения между Листом и Беллони прекратились в 1848 году, когда композитор поселился в Веймаре с графиней фон Сайн-Витгенштейн (она описывала свою победу как «Аустерлиц Беллони»), однако итальянец всегда был готов услужить ему. Лист обратился именно к нему («Дорогой Белл...»), когда его горячий и склонный к опрометчивым поступкам друг Рихард Вагнер был вынужден бежать из Германии, преследуемый полицией; Беллони помог Вагнеру получить политическое убежище и работу в Париже. Он сопровождал старушку мать Листа, приезжавшую в Веймар повидаться с сыном, и привез к нему его детей после ожесточенной борьбы за опеку с Мари д'Агу. Скрытный по натуре Беллони пережил Листа, поселившись в деревушке близ Парижа, и когда в 1887 году агенты Ротшильда выследили его, он проявил чудеса скромности, не сказав ни слова о состоянии своего хозяина. Он создал Листу величайшее имя в Европе; быть может, он создал самого Листа. Но, сам ого не зная, он создал и метод, с помощью которого в более практичные времена началась массовая фабрикация звезд».

Норман Лебрехт, Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления, М., Издательский дом «Классика-XXI», 2007 г., с. 55-60.

4

психология цвета

http://sh.uploads.ru/t/TeqWG.jpg

с

http://sh.uploads.ru/t/NAvd3.jpg
http://sg.uploads.ru/t/ZV3W0.jpg
http://sh.uploads.ru/t/Qf2V6.jpg
http://sg.uploads.ru/t/TDzBY.jpg

http://sh.uploads.ru/t/kAThf.jpg

5

20 крутейших психологических фактов, которые мы о себе не знали

-

Человеческий мозг таит в себе массу секретов и погрешностей, о которых мы можем и вовсе не догадываться
1. У нас возникает «слепота невнимания»

Посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках. Посмотрите видео ДО того, как продолжить чтение.

Это пример того, что называют «слепотой невнимания». Идея в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально «под носом», если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения — как, например, изменение цвета занавесок и уход одной из девушек.

2. Мы можем запомнить только 3–4 элемента одновременно

Существует правило «магического числа 7 плюс/минус 2», согласно которому человек не может хранить больше 5–9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20–30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать 10 цифр. Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3–4 блоков информации одновременно. Пример — телефонный номер: он разбит на несколько цифровых блоков для облегчения запоминания.

3. Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета

Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет с трудом воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.
Это происходит из-за эффекта, называемого «хромостереопсис», который приводит к тому, что некоторые цвета «выступают», а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз. Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.

4. Мы видим вещи иначе, чем их воспринимаем

Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно, в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже — это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах».

Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг читает не каждую букву, а слово в целом. Он постоянно обрабатывает информацию от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).

5. Мы способны удерживать пристальное внимание около 10 минут

Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема и человек доступно излагает предмет, то максимальное время вашего пристального внимания — 7-10 минут. После этого внимание начнет слабеть и вам нужно будет сделать перерыв, чтобы дальше удерживать интерес к теме.

6. Способность откладывать удовольствие появляется с детства

Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает ещё в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могут откладывать удовольствие, лучше учатся в школе и лучше справляются со стрессом и разочарованием.

7. Мы предаемся мечтам 30% времени

Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30% времени. Некоторые из нас ещё больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, любящие помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.

8. Привычка формируется, в среднем, за 66 дней

Чем сложнее поведение, которые мы хотим закрепить, тем дольше времени потребуется. Так, тем кто хотел обрести привычку регулярно заниматься спортом, чаще требовалось в 1,5 раза больше времени, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты.

Даже если вы пропустите день иди два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.

9. Мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события

Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь они приятными или негативными.

Исследования показали, что люди считают, будто положительные события, такие, как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходит на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие, как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.

10. Мы виним другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)

Вспомните случай, когда вы ждали другого человека, опаздывавшего на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В аналогичной ситуации своё собственное опоздание вы списали бы на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).

В психологии это называется «фундаментальная ошибка атрибуции» — склонность объяснять поведение других внутренними особенностями личности, а своё — внешними факторами («у меня не было выбора», «мне не повезло»).

К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы всё равно продолжаем совершать эту ошибку — склонностей к ней заложена во всех людях от рождения.

11. Количество друзей, которое у нас может быть, ограничено

Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили «число Данбара» — то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.

12. Мы не можем не обращать внимание на еду, на секс и на опасность

Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. Но мы и не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая область мозга, отвечающая за выживание, которая спрашивает: «Могу ли я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?».

Еда, секс и опасность — это самое главное. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.

13. Мы знаем, как делать вещи, которые никогда раньше не делали

Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нём книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнёте им пользоваться, в вашей голове уже будут предположения, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете воспользоваться, и как вы это будете делать.

Другими словами у вас есть «ментальная модель» чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Она будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad. Эти модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и интуитивном представлении.

14. Нам хочется больше выбора, чем мы можем осилить

Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, потому что людям «нужен большой выбор».

В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема.

Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.

15. Мы счастливее, когда чем-то заняты

Представьте, что находитесь в аэропорту, и вам нужно забрать багаж. При этом вам потребуется около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан.

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете чемодан 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.
Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными.

16. Большинство решений мы принимаем подсознательно

Хотя нам нравится думать, что наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными, и у этого есть причина.

Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, подсознание нам помогает принимать решение.

17. Мы меняем свои воспоминания

Мы воспринимаем наши воспоминания как небольшие «фильмы», которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в компьютере. Однако это не так.

Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете, так как нервные пути каждый раз активируются по-разному. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти.
Так, например, вы не помните, кто ещё был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить её в ваше воспоминание.

18. Мы не можем выполнять несколько дел одновременно

Если вы думаете, что отлично делаете сразу несколько дел, вы ошибаетесь. Учёные доказали, что мы не можем делать 2–3 дела сразу.

Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Всё дело в том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.

19. Наши самые яркие воспоминания ошибочны

Воспоминания волнующих и драматических событий называют в психологии «воспоминания-вспышки», и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где были и другие детали сразу после теракта и через 3 года.

Выяснилось, что 90% более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания.

20. Наш мозг так же активен во сне, как во время бодрствования

Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и аккумулирует опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть.

Наверняка вы часто слышали совет «хорошо выспаться» перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать сразу после того, как вы выучили материал и дать мозгу время разложить информацию «по полочкам».

via
http://matveychev-oleg.livejournal.com/2677615.html


Методы пропаганды, или как нас обрабатывают СМИ, политики, реклама

с

1. Анонимный авторитет
Излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он относится к так называемой «серой» пропаганде. Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Какие ученые? Какие доктора? Какой источник? Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут. Так что, если пассаж в популярных СМИ начинается словами «источники информируют» или «ученые рекомендуют», будьте уверены — это не информация, а пропаганда или скрытая реклама; причем авторы послания очень далеки от учености и так же далеки от уверенности в своей правоте.

2. «Будничный рассказ»
«Будничный» или «обыденный» рассказ используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. В специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе. (Наступает психологический эффект привыкания.)
Данный прием применялся, в частности, во время государственного переворота в Чили (1973), когда было необходимо вызвать индифферентность населения к действиям пиночетовских спецслужб. На постсоветских просторах его активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий политической оппозиции, забастовок и т.д. Например, происходит многотысячная демонстрация противников действующего режима, которая разгоняется ОМОНом с помощью дубинок и слезоточивого газа. Жестоко избиваются участвующие в ней женщины и старики, лидеры политической оппозиции арестовываются. На следующий день журналисты будничным и деловым тоном, без эмоций, мимоходом рассказывают нам, что, мол, накануне была проведена очередная акция протеста, органы правопорядка вынуждены были применить силу, арестовано столько-то нарушителей общественного спокойствия, против которых возбуждены уголовные дела «в соответствии с действующим законодательством» и т.д. Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки.

3. «Держи вора»
Цель приема — смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является опыт ЦРУ периода У. Колби (1970-е годы). Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ.
Этот же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с мафией», задачей которых является дезорганизация общественности.

4. Забалтывание
Метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления.
Во время выборов данный прием активно применяется в форме «информационного взрыва» или массированого «слива компромата». Цель — вызвать усталость и головную боль у людей, отбить у избирателей желание интересоваться тем, что за душой у того или иного кандидата.
Еще метод забалтывания нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.

5. Эмоциональный резонанс
Технику эмоционального резонанса можно определить как способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного «промывания мозгов». Одно из основных правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Защищаясь от пропагандистских сообщений, на рациональном уровне человек всегда способен выстроить систему контраргументации и свести все усилия по «спецобработке» к нулю. Если же пропагандистское влияние на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают.
Соответствующие приемы известны с древних времен. В их основе лежит феномен социальной индукции (эмоционального заражения). Дело в том, что испытываемые нами эмоции и чувства — это во многом социальные явления. Они могут распространятся подобно эпидемии, заражая подчас десятки и сотни тысяч людей и заставляя массы «резонировать» в унисон. Мы - существа социальные и легко воспринимаем чувства, возникающие у других. Это хорошо заметно на уровне межличностных отношений — когда дело касается близких людей. Всем известно, что значит «испортить настроение» близкому человеку и как порой легко это можно сделать. Так, мать, которой владеют отрицательные чувства, всегда передает их своему маленькому ребенку; плохое настроение одного из супругов может мгновенно передастся другому и т.д.
Особенно сильно эффект эмоционального заражения проявляется в толпе — ситуативном множестве людей, не связанных осознаваемой целью. Толпа — это свойство социальной общности, характеризующееся сходством эмоционального состояния ее членов. В толпе происходит взаимное заражение эмоциями и как следствие — их интенсификация.

6. Эффект присутствия
Прием также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он описан во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так, будто бы оператор в страшном волнении, под огнем снимает реальность.
Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены в страшную действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.
Данный прием широко используется коммерческой рекламой — специально инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых» людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным голосом профессиональной актрисы пытается эмулировать речь «людей из народа» — якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность... Это — примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».

7. Комментарии
Цель — создание такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или зрителю несколько разумных вариантов объяснения. От ловкости комментатора зависит сделать необходимый вариант наиболее правдоподобным. Для этого обычно используется несколько дополнительных приемов. Их активно используют все опытные комментаторы. Во-первых, включение в пропагандистские материалы так называемых «двусторонних сообщений», которые содержат аргументы за и против определенной позиции. «Двустороннее сообщения» как бы упреждают аргументы оппонента и при умелой их критике способствуют созданию определенного иммунитета против них.
Во-вторых, дозируются положительные и отрицательные элементы. Для того, чтобы положительная оценка выглядела более правдоподобной, к характеристике описываемой точки зрения нужно добавить немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в случае присутствия элементов похвалы. Все используемые критические замечания, фактические данные, сравнительные материалы при этом подбираются таким образом, чтобы необходимое заключение было достаточно очевидным.
В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация.
В-четвертых, происходит оперирование сравнительными материалами для усиления важности, демонстрации тенденций и масштабности событий, явлений.

8. Принцип контраста
Белое хорошо заметно на черном фоне, впрочем, как и наоборот. Психологи всегда подчеркивают роль социального фона, на котором воспринимается человек или группа. Бездельник рядом с работающими людьми вызывает гораздо большее осуждение. На фоне злых и несправедливых людей добрый человек всегда воспринимается с особой симпатией.
Принцип контраста используется, когда по какой-то причине сказать прямо нельзя (цензура, опасность судебного иска за клевету), а сказать очень хочется. В этом случае обеспечивается домысливание в нужном направлении.
Например, все СМИ широко используют особую компоновку тем новостных сообщений, наводя получателя информации на вполне однозначные выводы. Это особенно заметно во время избирательных кампаний. Детально, со смакованием подробностей, освещаются все внутренние конфликты и скандалы в лагере политических оппонентов. Мол, «все они там» — сборище демагогов и скандалистов. Напротив, «свое» политическое движение подается как сплоченная команда единомышленников, профессионально занимающихся реальными конструктивными делами. Новостные сюжеты подбираются соответственно. «Плохие» ругаются за места в партийных списках — «хорошие» в это время открывают построенную за свой счет детскую больницу, помогают инвалидам и матерям-одиночкам. В общем, декорация такая, что пока одни политики борются за власть и выясняют отношения между собой, другие занимаются созидательным трудом во благо народа.
Одни СМИ выставляют в более выгодном свете одни избирательные блоки, другие — другие. По ангажированности журналистов можно легко угадать, какая финансово-политическая группировка контролирует данное СМИ.

Распространенные заблуждения человека

-

1. Эффект плацебо – это вера в целебные свойства неэффективных веществ, которые производят нужный результат. Особенно часто эффект плацебо наблюдается при приеме лекарственных препаратов, когда люди, принимая обычный сахар, сообщали о значительных улучшениях в течение их заболеваний. Плацебо – эффект по-прежнему является научной тайной. Предположительно, плацебо способствует появлению "эффекта ожидания". Человек чувствует, что именно эта таблетка должна его вылечить, он ждет этого и искренне верит. Тем не менее, это не объяснение того, как неэффективные лекарственные препараты на самом деле становятся причиной излечения.
2. Эскалация обязательств – это тенденция среди людей, когда они активно поддерживают ранее неудачные начинания. Среди всех решений, принимаемых людьми, всегда будут неудачные. Это неизбежно. Конечно, логично в такой ситуации, попытаться изменить решение или обратить его последствия вспять. Однако, иногда люди не только продолжают придерживаться неудачного решения, но и продолжают далее инвестировать в дело, потому что на их взгляд, они понесли невозвратные издержки. К примеру, вы вкладываете половину всех своих сбережений в бизнес. Спустя 6 месяцев становится очевидным, что это было плохой идеей. Логично было бы сократить свои дальнейшие потери и отказаться от этого бизнеса. Однако, в связи с невозвратными издержками в виде ваших вложений, вы начинаете вкладывать еще больше, надеясь, что дополнительные денежные средства спасут ваше дело.
3. Гиперболическое дисконтирование - это склонность людей к получению меньшего, но сейчас, чем большего, но потом. На тему принятия решений было проведено множество исследований, и многие факторы вносят свой вклад в процесс принятия решений. Интересно, что время задержки – это самый серьезный фактор при выборе альтернативы. Проще говоря, большинство людей предпочтут получить 20 долларов сейчас, а не 100 через год. Обычно имеет смысл выбирать большую сумму денег сразу, чем меньшую в будущем, потому как сегодня доллар стоит больше, чем завтра. Предположим, что процентная ставка составляет 9 процентов, рациональному человеку не будет разницы получить 91,74 доллар сейчас или 100 долларов через год. Тем не менее, интересно, насколько меньше мы готовы взять сразу, а не ждать год? 100 долларов через год или 50 сразу? А как насчет 40 сразу? Где черта?
4. Реактанс – это стремление сделать все наоборот, которое рождается из-за необходимости противостояния попыткам ограничить свободу выбора. Это общая особенность непослушных подростков, однако, любая попытка противостоять власти в связи с предполагаемой угрозой для свободы всегда приводит к реактивному сопротивлению. Человек может быть и не испытывает необходимости следовать определенной модели поведения, но тот факт, что они не могут так себя вести заставляет их хотеть этого.
5. Стадный менталитет – это тенденция принимать мнение и следовать за поведением большинства, чтобы чувствовать себя безопаснее и избежать конфликта. В своей наиболее распространенной форме – это давление со стороны сверстников. Стадный менталитет объясняет тот факт, почему многие причуды становятся настолько популярными. Одежда, автомобили, увлечения, стиль – это все группа людей, которые полагают, что это круто.
6. Эффект ореола – это тенденция "перекидывания" положительных или отрицательных черт личности на другие сферы в восприятии их другими людьми. Это смещение происходит зачастую при оценке результатов работы сотрудника. К примеру, человек последние три дня опаздывает на работу, его начальник заметил это и сделал вывод, что он ленив и не думает о своей работе. Существует много возможных причин его опоздания: возможно сломалась его машина, или няня не пришла вовремя, или пробки на дорогах. Проблема в том, что из-за одного негативного аспекта, который может находиться вне контроля человека, о нем думают, как о безответственном работнике.
7. Само-пророчество – это рискованное поведение, в результате которого достигаются результаты, которые подтверждают нынешнее их прогнозирование. Само-пророчество – это предсказание, которое само собой превращается в реальность. К примеру, человек полагает, что он будет плохо учиться, поэтому он прилагает меньше усилий в изучении тем и выполнении домашних заданий, в конечном итоге, все в действительности получается плохо, как он изначально и прогнозировал. Другой распространенный пример – это отношения. Если кто-то полагает, что его отношения с другим человеком обречены на провал, то он начинает действовать по-другому, эмоционально отстраняясь. Из-за его действий отношениям действительно приходит конец. Это мощный инструмент, используемый "экстрасенсами", - они внедряют определенную идею в ваш мозг, и в конечном счете она реализуется, потому что вы в нее свято верите.
8. Парейдолия – это восприятие случайных образов или звуков как значимых. Облака в форме динозавра, образ Иисуса из веток деревьев, или услышанная запись в обратном направлении – все это примеры парейдолии. Общим элементом является наличие нейтрального стимула, у которого нет преднамеренного смысла, смысл закладывается восприятием зрителя.
9. Реактивность – это тенденция среди людей действовать или выглядеть по-другому, когда они знают, что за ними наблюдают. В 1920-х годах производственное предприятие Hawthorne Works заказало проведение исследования, чтобы убедиться в том, что разные уровни света влияют на производительность труда. Итоги оказались очень впечатляющими: изменения в свете увеличили производительность в несколько раз! К сожалению, когда исследование закончилось, производительность труда снизилась до своего обычного уровня. А все потому, что производительность не была связана с освещением, а с тем, что за работниками наблюдали посторонние люди.
10. Заблуждение игрока – это тенденция полагать, что будущие вероятности обусловлены прошлыми событиями, тогда как в действительности это не так. Некоторые возможности всегда остаются одинаковыми (к примеру, подкидывание монеты на орла или решку). Вероятность выпадения орла равна 50 процентам, даже если последние 10 раз вам выпадала решка. Мысль о том, что вероятности меняются и является предвзятостью, особенно когда речь заходит об азартных играх. К примеру, человек играет в рулетку. Последние четыре раза выпадало черное, на пятый раз должно выпасть красное, разве не так? Нет! Вероятность выпадения красного 47,37 процентов (18 красных цифр делим на 38 – общее количество). Это может показаться очевидным, но подобное смещение привело к тому, что большое количество игроков потеряли много денег, полагая, что вероятность изменилась.