-
Риторика
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22016-06-15 00:30:10
Развиваем словесную импровизацию.
Часть 1
Общаясь с опытным переговорщиком, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов.
Словесная импровизация
Это искусство словесной импровизации – умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании.
Кому-то умение легко жонглировать словами далось с рождения. Остальные же могут ему обучиться, регулярно выполняя упражнения сегодняшнего урока.
Конечно, для этого придется потрудиться. Но однажды развив в себе навык словесной импровизации, он будет выручать вас всю жизнь!
Словесная импровизация поможет вам:
• снять паузы и зависания, когда нужно говорить, а в голову ничего не приходит;
• не заучивать дословно текст выступления, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;
• выступать на высокой энергетике;
• легко отвечать на вопросы, в том числе провокационные;
• уменьшить страх публичных выступлений;
• легко поддерживать светскую беседу и деловые переговоры;
• быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.
Как научиться импровизировать на любую тему?
Следующие приемы помогут вам развить этот навык. Причем – довольно быстро.
Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.
Основные приемы словесной импровизации
Прием 1. Ассоциации
Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторые время ее развиваете.
Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середина – основная тема, лепестки – ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью...
В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.
Разберем пример:
Предположим, вам нужно сделать небольшой доклад на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?
Погода...
Для начала раскроем такую ассоциативную связь, как «прогноз погоды».
«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно. Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут...»
Поговорили... Теперь можно затронуть такую тему, как «глобальное потепление».
«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та, что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год» .
Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? Пусть «погода – традиционная тема для начала беседы».
«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому, что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике, более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей, начинаются с обсуждения погоды...»
Чтобы облегчить вам поиск возможных ассоциаций, я предлагаю вам использовать технику направленных вопросов. Эта техника взята из журналистики, где ее используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.
Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.
Например, тема «живопись»:
• Что такое живопись?
• Когда появилась живопись?
• Какие стили живописи бывают?
• Что в живописи сейчас наиболее популярно?
• Каковы перспективы развития живописи?
• В чем польза от живописи для обычного человека?
Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.
Если же вы загрузите в свою память 50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания, в каком направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.
Приведу небольшой список подобных вопросов:
1. Что это такое?
2. Когда это появилось?
3. Какие способы приготовления этого бывают?
4. Какой вид этого наиболее популярен?
5. Какие перспективы развития у этого?
6. В чем польза от этого для обычного человека?
7. Чем это можно при желании заменить?
8. Как это используют?
9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?
10. Каким это будет через некоторое время?
11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?
12. Самый известный пример этого?
13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?
14. Какие проблемы это позволяет решить?
15. Кто чаще всего этим пользуется?
16. Какое отношение к этому принято в обществе?
17. Как этим правильно пользоваться?
18. Из каких частей это состоит?
При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.
Чтобы лучше прочувствовать, как эти вопросы позволяют вытаскивать из головы различные интересные факты, давайте разовьем такую тему, как гитара».
1. «Гитара - это струнный музыкальный инструмент, который...»
2. «Первые гитары, похоже, появились в XVI-XVII веке (они пришли на замену лютне)...»
3. «Сейчас наиболее популярна шестиструнная гитара. Популярность обусловлена, скорее всего, тем, что...»
13. «Хорошая гитара может стоить от ... до ... рублей. Цена зависит от таких параметров, как...»
18. «Гитара состоит из полого корпуса, грифа и, как правило, 6 струн...»
Прием 2. Задайте риторический вопрос
Предположим, вы снова не знаете, что говорить дальше.
Тогда естественным и красивым ходом будет задать аудитории (собеседнику) риторический вопрос.
И пока вы задаете вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.
Важно, что это именно риторические или закрытые вопросы, т.е. не требующие ответа или требующие очень короткого и легко предсказуемого ответа. Иначе есть шанс заполучить второго оратора, который, услышав ваш вопрос, с радостью начнет на него отвечать, перехватывая у вас инициативу.
Например, темой вашего выступления являются «самолеты». Вы встраиваете в него несколько нужных вам вопросов:
• Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?
• Кто из вас боится/любит летать самолетом?
• Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?
• Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…
• Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?
Эти примеры показывают, что в любой текст можно при желании добавить вопросы. И почти любое утвердительное предложение можно или переработать так, чтобы оно звучало как риторический вопрос, или дополнить вопросом.
Если же вопросы в голову не приходят, можно вначале мысленно сформулировать то, что вы хотите сказать, в утвердительной форме, а потом просто переработать эти утверждения в вопросы.
Прием 3. Импровизация по маршруту
Очень часто случается так, что развиваемая в данный момент тема общения не слишком вас устраивает.
Например, вы пришли на вечеринку, где идет разговор, абсолютно вам неинтересный. Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации по маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно.
Во время вашего выступления из зала звучит вопрос, уводящий в сторону от темы. Навык импровизации по маршруту поможет ответить на вопрос, а затем плавно вернуть беседу в нужное русло. Если же такого навыка у вас нет, то, уйдя в сторону от темы, вам будет довольно трудно плавно вернуться к ней.
В светской беседе или деловых переговорах вы сумеете плавно подвести разговор к нужной вам теме. Например, нужно попросить у начальника повышения зарплаты. Прямо так сразу: «Доброе утро. Повысьте мне зарплату», – это неудобно. Умело направляя беседу, вы легко переведете ее на нужную вам тему.
Есть две техники импровизации по маршруту.
1. Переход по последнему слову
Вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.
Например, если вы начали свой рассказ на тему «яблоки», то это может звучать следующим образом. Сперва очередная ассоциация с яблоком:
• «А еще всем известна история о великом ученом Ньютоне, которому на голову упало яблоко. Он задумался, почему яблоки падают вниз – и открыл закон всемирного тяготения». ПЕРЕХОД!
• «Удивительно, что миллионы людей видели, как падают яблоки, но не открывали никаких законов, а Ньютон задумался – и сделал великое открытие!» НОВОЙ ТЕМОЙ СТАНОВИТСЯ НЬЮТОН.
• «Ньютон открыл еще много важнейших физических законов, его называют основателем классической физики, которая со времен Ньютона практически не изменилась. Жил он, кстати, в бурное, опасное время – в 17 веке, в Англии…» ПЕРЕХОД!
• «Тогда Англия сделала огромный шаг в собственном развитии и начала превращаться в могущественную Британскую империю – «Империю, над которой никогда не заходит солнце» – НОВОЙ ТЕМОЙ СТАЛА АНГЛИЯ…
Прислушайтесь к тому как говорят политики и телеведущие. Вы заметите, что это один из их излюбленных приемов.
2. Переход по маршруту
Вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, по очереди раскрывая их.
Основные стратегии перехода по маршруту:
Стратегия № 1. Последовательно
Темы раскрываются по очереди. Сначала импровизация по первому слову, потом плавно перетекаем ко второму, раскрываем его, переходим к третьему, говорим о нем и завершаем.
Стратегия № 2. Через общую тему
Берем общую тему, которая будет объединять все три слова. Начинаем раскрывать эту тему, используя первое слово, затем – второе и, наконец, третье слово и плавное завершение.
Пример импровизации по маршруту в исполнении батюшки на одном семинаре, который проходил в православном монастыре. Волею судеб батюшке достаются слова «трава», «носки», «микроб».
Батюшка выходит и начинает свое выступление:
• «Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня хочу проповедовать вам о любви! Все на этой земле заслуживает любви. Каждый человек, каждое деревце, даже каждая травинка... Да-да! Даже трава, которую мы топчем своими ногами, которую косим на сено, которую часто просто даже не замечаем, - заслуживает любви...»
• «Но иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких-то мелочей: из-за невымытой посуды, из- за невынесенного мусора, из-за грязных носков, которые лежат посреди комнаты. Как, скажите мне, какие-то носки способны разрушить нашу любовь? Носки, которые...»
• «И точно так же, как мы моем руки, чтобы уничтожить микробов, которые могут разрушить наше тело, мы должны очищать нашу душу от душевных микробов: злости, зависти, обиды, ненависти, т.к. эти душевные микробы способны разрушить любовь, которая живет в наших сердцах...».
Прием 4. Сочинение сказок
Справка из «сказкотерапии»: при изучении сказок ученые установили, что сказки состоят из типовых 30-40 модулей, таких как: «появление врага», «изгнание главного героя», «помощь друзей», «первая битва с врагом», «решение загадки» и т.д. Любая сказка складывается из модулей, которые в зависимости от сюжета образуют разные комбинации.
Основываясь на этом принципе, можно создать простейший сюжет, состоящий из 7 шагов.
1. Где происходят события
2. Кто главный герой
3. Событие, перевернувшее жизнь героя
4. Какую цель он поставил перед собой после события
5. Главный враг (препятствие) на пути к цели
6. Кто помогал герою в решающей битве
7. Что решил сделать герой после битвы (достижения цели)
Осваивать этот прием интереснее всего в группе, состоящей из нескольких человек. Сперва случайным образом заполняется сюжетная линия. Кто-то один пишет, где происходят события, заворачивает эту часть листка и передает следующему. Тот решает, кто главный герой, не зная, что написано в предыдущей ячейке, и так далее, пока не получается безумный сюжет.
Теперь задача оратора, взглянув на этот листок, попытаться увязать все со всем и сходу сочинить сказку, которая пройдет по этим 7 ключевым точкам маршрута.
Как показывает практика, сказки часто получаются очень веселые. И какие бы, казалось, несвязные вещи ни были написаны в ячейках, всегда удается придумать сюжет, в котором все это идеально сочетается.
Такая игра, кстати, может послужить вам хорошим развлечением на любой вечеринке.
Развитие навыка словесной импровизации
Ниже приведена подборка упражнений на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать в одиночку, но если есть возможность потренироваться в небольшой группе, то эффект от занятий будет гораздо выше.
Эти упражнения создают новые нейронные связи, которые позволяют вам быть гибким в общении, интересным собеседником.
Ступень 1. Увеличение словарного запаса
Лучший способ обогатить свой словарный запас заключается в том, чтобы читать вслух художественную литературу, по 1-2 страницы в день.
При чтении вслух ваш ум будет пробовать на вкус новые слова, а в будущем поможет их воспроизводить, во время диалогов и публичных выступлений.
Итак, вы берете любую художественную книгу и начинайте читать хотя бы по одной странице в день. Возьмите русских классиков, ставьте таймер и начинайте читать. Ваша задача не допускать ошибок в чтении. Когда чувствуете, что можете читать вслух легко, начинайте менять интонацию голоса, громкость, скорость. В диалогах меняйте голоса, озвучивайте героев разными голосами.
Контрольное задание: прочитать вслух, без пауз и ошибок, выразительно, три страницы текста подряд. Если вы выполните это задание, можете переходить на вторую ступень.
Но даже выполнив контрольное задание, не стоит прекращать выполнять это упражнение. Продолжайте читать вслух каждый день по одной странице. Читайте расслабленно, никуда не спешите. Читайте вслух минимум месяц.
Ступень 2. Импровизация на заданную тему
Поздравляю! Вы смогли прорваться на вторую ступень! Было тяжело? Ну ничего, сейчас будет полегче. Здесь уже начинается начальная импровизация.
Откройте книгу на любой странице. Смотрите, с какого слова эта страница начинается. Возьмите это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать выбранную тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с ней, которые приходят вам в голову, а также используя такие приемы импровизации, как ассоциации и риторические вопросы.
Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.
Условие упражнения – пауза между словами не больше пяти секунд.
Начните выполнять упражнение с двух минут, без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.
Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов – нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет.
Легко идут две минуты? Увеличивайте до трех минут. Можете легко говорить три минуты? Увеличивайте до пяти минут.
Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.
Контрольное задание: непрерывно говорить на выбранную тему в течение 10 минут.
После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на третью ступень.
Если же вы работаете в паре, то можете перед переходом на третью ступень отработать дополнительное упражнение, которое улучшит ваш навык поиска ассоциаций на заданную тему.
Дополнительное упражнение. Импровизация «пинг-понг ассоциаций»
Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.
Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.
• «Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это...»
Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему, произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40 импровизирует.
• «Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных художниках, картины которых знают во всем мире. Это...»
Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера № 1, затем от партнера № 2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5 ассоциаций. Потом меняете тему.
Ступень 3. Импровизация в бесконечность
В этом упражнении мы тренируем навык импровизации по последнему слову. Вы случайным образом выбираете тему выступления. Начинаете ее раскрывать. Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, потом в третью, потом в четвертую... И так далее. Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность. Смену темы рассказа вы можете осуществлять, на свой выбор, по последнему слову предложения либо по хлопку партнера.
В этом упражнении вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям французской кухни.
Например, начинаем с живописи:
«Говоря о живописи, хотелось бы упомянуть самые известные картинные галереи в России. Это, в первую очередь, Третьяковская галерея...»
Хлопок!
«...а Третьяковская галерея, как вы, наверное, знаете, была создана богатым купцом...»
Хлопок!
«...купечество на Руси всегда славилось своей любовью к благотворительности. Возможно, таким образом они рассчитывали искупить свои грехи, ведь зарабатывание денег...»
Хлопок!
«...тех самых денег, которые когда-то придумали, чтобы облегчить товарообмен и которые сейчас являются символом...»
В этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть-чуть развить тему.
Контрольное задание: продержаться в выбранном темпе в течение 10 минут, без пауз и зависаний, и стараясь делать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным.
После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на четвертую ступень.
Ступень 4. Фотография из Интернета
Что дает прохождение этой ступени. Вы научитесь говорить естественные комплименты, научитесь отмечать интересные детали у человека.
Найдите любую фотографию человека в интернете. Выделите любую деталь, которая привлекла ваше внимание в человеке (одежда, лицо, тело, бижутерия, аксессуары, характер, типаж). Начинайте говорить о том, что привлекло ваше внимание. Говорите одну минуту. Теперь возьмите две детали и говорите две минуты (на каждую деталь одну минуту). Теперь возьмите три детали и говорите три минуты. Условия – вы можете предполагать о человеке, кто он если у него это есть, чем он занимается, что любит, почему он такой, какой он был в прошлом и т.д.
Контрольное задание: говорить только о двух деталях десять минут (на одну деталь пять минут).
После того, как вы выполните контрольное задание, возьмите это упражнение на вооружение, начинайте говорить уже о людях, которых вы встречаете в своей жизни. А сами переходите к следующей ступени.
Ступень 5. Импровизация-интервью
Вы представляете, что вы – известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь партнера, который будет играть роль журналиста.
Журналист поочередно задает вам вопросы на различные темы, которые касаются как общих вопросов («Что для Вас любовь?», «Сколько Вам денег нужно для счастья?», «Как Вы относитесь к нашему президенту?» и др.), так и различные провокационные вопросы («За что Вы были судимы в молодости?», «По какой причине от Вас ушла Ваша жена?» и т.д.).
Вы должны кратко за 30-40 секунд, но достойно ответить на вопрос, импровизируя на его тему.
Контрольное задание: продержаться 10 минут, отвечая на самые провокационные вопросы журналиста.
Ступень 6. Вижу и говорю
Это упражнение выполняется на улице. Для кого-то оно может показаться неудобным. Но подобная тренировка очень полезна, и позволит вам легко решить проблему неловких пауз во время общения с новыми людьми.
Вы идете по улице и видите что-то перед собой, например снег. Начинаете говорить о снеге. Что угодно можете говорить, но делаете это осмысленно. Например, рассказываете историю из детства, историю друга, свое мнение о снеге и т.д. Говорите одну минуту.
Если вы не хотите показаться окружающим людям сумасшедшей бабушкой, которая говорит сама с собой, тогда выполняйте упражнение, когда нет рядом людей, или говорите шепотом.
Условие – про себя говорить нельзя, только вслух (можно тихо, но вслух).
Делаете это легко? Теперь два слова и две минуты, потом три слова и три минуты. То есть вы рассказывали одну минуту, потом ваш взгляд упал на что-то другое, смените тему, расскажите о новом предмете, который вы увидели.
Контрольное задание: пять слов, пять минут.
Если вы справились с контрольным заданием, это означает, что отныне вы можете говорить, о чем угодно. Проблемы неловких пауз в разговоре для вас больше существовать не будет.
Я верю в Вас!
По материалам сайта: http://www.avernus.ru/dispute4682#ixzz3n5fAJoAQ
http://www.avernus.ru/dispute4682
http://comir.livejournal.com/tag/речь
Развиваем словесную импровизацию.
Часть 2Перейти к началу урока
Ступень 7. Импровизация по трем словамСлучайным образом выберите три любых слова, желательно два с конкретным значением и одно с абстрактным. Теперь произнесите речь на три минуты, плавно связывая друг с другом все три темы.
Здесь важно, чтобы речь была минуты на 2-3, чтобы не вышло, к примеру, что из трех слов – «сарай», «лампочка», «любовь» – у вас получилась история типа: «Я зашла в сарай, выкрутила лампочку и занялась любовью».
Во время импровизации не просто упомянуть какое-то слово, а раскрыть его по полной программе! Вспомните пример про батюшку.
Словесная импровизация
Постепенно увеличивайте время рассказа.
Контрольное задание: с вас импровизированный рассказ на 10 минут, в котором три случайных слова плавно и органично связаны между собой.
Ступень 8. Перевод разговора на заданную тему
Загадайте какое-нибудь слово. Запишите его на листке бумаги.
Теперь ваша задача – в течение ближайших 24 часов сделать так, чтобы люди вокруг вас как минимум 10 раз заговорили на тему выбранного вами слова. При этом нужно постараться так переводить разговор на заданную тему, чтобы это выглядело естественно, чтобы беседа как бы сама собой переключалась на тему, явно или неявно предложенную вами.
Само слово, которое вы загадали, произносить можно. Основной критерий успеха – разговор возникает естественно, длится не менее 1 минуты, и ни у кого не вызывает недоуменных вопросов, а с чего это мы вдруг начали разговаривать об этом.
Контрольное задание: усложним условия выполнения задачи. На его выполнение вам также дается 24 часа, и нужно сделать так, чтобы за это время люди 10 раз заговорили на выбранную вами тему. Но первыми вы выбранное слово произность не должны. Вы должны сделать так, чтобы о нем заговорили ваши собеседники. Подводите к этой теме путем ассоциативно близких тем.
Ступень 9. История о сегодняшнем дне минимум в двух сенсорных модальностях
Что такое сенсорная модальность. Это наши чувства. Вижу, слышу, думаю, ощущаю телом, чувствую (эмоция), чувствую запахи (нюхаю), говорю.
Возьмите любую часть сегодняшнего дня и расскажите историю. Условия – говорите в настоящем времени и задействуйте хотя бы две сенсорные модальности (можно больше).
Пример: Я встаю рано утром и понимаю (первая сенсорная модальность), что мне не хочется сегодня идти на работу, и я радуюсь, что могу себе это позволить. Я вижу (вторая сенсорная модальность), птиц за окном, слышу пение птиц (третья сенсорная модальность) и шелест листьев. Все в этом мире классно, все в этом мире хорошо. Мое настроение стало еще лучше (четвертая сенсорная модальность).
Рассказывайте историю на протяжении одной минуты. При желании вы можете взять не только сегодняшний день, но и абсолютно любой случай из жизни.
Можете легко говорить минуту? Теперь говорите три минуты. Потом пять минут.
( Collapse )
Контрольное задание: рассказывайте историю десять минут.Чтобы зацепить другого человека недостаточно просто сказать, что произошло. Людям нравится переживать вместе с вами. А чтобы люди могли переживать вместе с вами, чтобы люди внимательно вас слушали, рассказывайте им свои ощущения, мысли, чувства.
Справились с контрольным заданием? Переходим на следующую ступень.
Ступень 10. История с ролью, минимум в двух модальностях
Добавляю сложность, держитесь!
Вы выбираете себе любую роль, это может быть дворник, это может быть продавец, это может быть девушка водитель маршрутки. Ваша задача стать этим человеком и рассказать историю, использовать при этом минимум две модальности, можно больше. Вы можете рассказать отдельный случай из жизни человека. При этом вы сходу генерируете историю, вы сами можете не знать, куда вас заведет эта история. Во время рассказа используйте интонацию этого человека. Теперь вы это не вы, а тот, кого вы играете.
Притворитесь другим и расскажите от его лица историю. Сначала достаточно одной минуты, потом три минуты, потом пять минут.
Контрольное задание: история с ролью на протяжении десяти минут. Я знаю, вы сможете!
Ступень 11. История в истории
Вы начинаете рассказывать историю. Уже не в роли, а просто берете любое слово (или момент из своей жизни) и начинаете рассказывать историю минимум в двух модальностях на протяжении одной минуты. Как минута прошла, старайтесь плавно перейти с этой истории на другую (можете придумать сами, можете взять из жизни) и также рассказывайте ее на протяжении минуты в разных модальностях.
Легко справились с этим? Теперь три истории, на каждую по минуте. При этом старайтесь плавно переходить от одной истории к другой.
Контрольное задание: распределите три истории на десять минут, с плавным переходом и разными модальностями.
Внимание! Начинается хардкор.
Супер задание для продвинутых: рассказать три истории по три минуты на каждую. В конце третьей истории вы плавно возвращаетесь обратно на вторую историю, продолжаете ее рассказывать еще одну минуту, потом возвращаетесь к первой истории и также продолжаете свой рассказ в течение одной минуты.
Рекомендую периодически тренироваться во вложенных историях. Такие истории на самом деле являются сильнейшей техникой скрытого гипноза, которая называется «Тройная спираль». Кому интересно, пишите мне на почту, раскрою суть.
Ступень 12. Извлечение мысленных образов. Финал
Вы смогли дойти до финала. Для кого-то последнее упражнение покажется легким по сравнению с предыдущими, для кого-то очень сложным.
Закройте глаза, или можете делать это открытыми глазами. Представьте мысленно себе любую картинку. Начните эту картинку описывать. А теперь, следуйте за ней. Картинка может меняться, начинайте описывать, что там происходит. Если картинка не меняется, меняйте ее сами и описывайте изменения. Потеряли картинку? Начните сначала. Создайте новую картинку, начинайте ее описывать, смотрите как она меняется.
Ваша задача – описывать словами свои мысленные образы на протяжении одной минуты. Потом увеличивайте время упражнения на три минуты.
Контрольное задание: пять минут держите картинку и рассказывайте, как она меняется, задействуя разные модальности.
Финальное задание: Вы говорите 30 минут. Берете слово (например, из книги) и начинаете свой рассказ, через минуту переключаетесь на другую тему. Тему вы вытаскиваете из того, о чем вы говорите. Потом еще минута и вы плавно переходите на другую тему. В темах можете задействовать разные модальности, можете играть роль, можете рассказывать истории. Ваша задача – непрерывно говорить 30 минут, без долгих пауз (максимум 5 секунд).
Выполните финальное задание и станьте чемпионом словесной импровизации!
По материалам сайта: http://www.avernus.ru/dispute4831#ixzz3n5jdVmrI
http://comir.livejournal.com/tag/речь
Поделиться32016-06-15 00:32:04
Учимся лаконично выражать свои мысли
Среди самых раздражающих деловых качеств многие называют болтливость. Большинство людей стараются свести время общения с болтунами к минимуму, при этом не раскрывая им никаких секретов, тайн, любой другой важной информации. Ведь тот, кто любит много говорить, может проболтаться. Кроме того, многословных людей очень часто считают наглыми и назойливыми, что негативно отражается на их репутации.
Конкретная речь«Первым звонком» того, что проблема болтливости актуальна для вас, является замечание собеседника, что вы ушли в сторону от сути разговора, или что он не понимает того, что вы хотите ему сообщить. Если подобные замечания в ваш адрес звучат регулярно, вам пора всерьез заняться своей манерой общения.
Вот несколько советов, как ясно и кратко выражать свои мысли.
1. Вначале – закуски
Не готовьте словесное изобилие. Вначале подайте краткие выводы, чтобы проверить аппетит собеседника (аудитории). Вы можете быть уверены в том, что вас слушают, только если вам дадут об этом знать.
2. Сразу переходите к сути разговора
Во время общения с человеком не растягивайте вступительную часть, а быстрее переходите к фактической причине вашей встречи.
3. Составьте план
Если вам предстоит публичное выступление – запишите речь на бумаге. План, которого вы будете придерживаться, должен быть предельно четким и тезисным.
4. Говорите заголовками
Людям не по душе тратить свою энергию на осмысление беспорядочно высказанных мыслей. Поэтому перед выступлением заранее сформулируйте заголовок, который наглядно проанонсирует суть вашей речи. Этим же заголовком завершите свое выступление.
5. Слушайте внимательно
Активное слушание крайне важно для поддержания связи с собеседником. Если вы будете внимательно слушать, то начнете понимать, что важно для вашего партнера, и сможете управлять его вниманием.
6. Дайте людям подумать
Когда вы делитесь с собеседником какими-либо сведениями, сделайте паузу и дайте ему время их воспринять. Представляя сложную информацию или большой объем данных, позвольте ему самостоятельно разобраться в услышанном.
7. Сокращайте наполовину
Сколько бы времени ни было в вашем распоряжении для доклада, всегда сокращайте его, оставив больше времени на обратную связь.
8. Опускайте ненужные слова
Станьте эффективным собеседником. Представьте, что вам нужно сказать что-то важное человеку, опаздывающему на поезд. Относитесь к людям именно так, даже если они никуда не спешат.
9. Избавьтесь от слов-паразитов
«Ну это самое», «как бы», «типа», «ну…», – от таких бессмысленных речевых оборотов нужно решительно избавляться. Они не несут никакой полезной смысловой нагрузки. Выражайтесь грамотно и по делу.
И еще. Если вы с кем-либо беседуете и вдруг замечаете, что вас уже перестали слушать или слушают, но делают это только из вежливости – сразу же прекращайте свою речь.
Чтобы научиться говорить лаконично, приучайте себя формулировать короткие, но емкие и информативные фразы.
Примеры:
1. Я хотел бы объяснить вам более подробно…
Короче говоря, это…
2. Позвольте, я сформулирую свой вопрос по-другому…
Спрошу иначе…
3. Постарайтесь представить себе, что вы, будучи членом нашей команды …
Представьте себе, что вы…
( Collapse )
4. То, о чем я пытался рассказать…Я рассказал вам о том, что…
5. Я хотел бы представить вам сегодня нашу фирму – ПАО «Грант»
Я представляю…
6. Наши клиенты довольно часто присылают нам письма, в которых сообщают…
Это подтверждается отзывами наших клиентов.
Практикум
А вот и ваше домашнее задание.
Задача 1
Ниже приведены формулировки, каждая из которых имеет свой собственный смысл. Однако у них есть и одно общее свойство: при всем своем благозвучии они слишком нейтральны и расплывчаты.
Попробуйте их немного «подточить».
1. Мы стараемся быть в числе лучших, при этом…
2. Мы являемся действительно классным рекламным агентством и можем предложить вам буквально все.
3. Наша главная задача заключается в том, чтобы четко представлять себе перспективы развития рынка.
4. Нам удалось занять ведущие позиции на рынке с годовым оборотом 100 миллионов долларов, где у нас остался только один конкурент.
5. Наш девиз – все из одних рук.
6. Ведь можно было бы предположить, что…
7. Наша продукция предполагает высокий уровень складских расходов.
8. Будучи предприятием с более чем столетним опытом работы…
9. Мы стараемся быть как можно ближе к клиенту.
10. Мы помогаем нашим клиентам в…
11. У вас, наверняка, создалось впечатление, что мы действуем вслепую.
12. Всех вас, дорогие слушатели, интересует сейчас проблема…
13. Текучесть кадров у нас невысока.
14. В конце концов мы специализируемся на…
15. Мы всегда стараемся предложить вам действительно хороший сервис.
16. Конечно, вы не знаете…
17. Вам трудно понять, насколько это важно…
18. Я полагаю, что…
19. И конечно, такое понятие, как близость к клиенту, нам
хорошо знакомо.
20. Вам приходилось когда-нибудь задумываться о том…
21. Не будучи специалистом, вы можете и не знать…
22. Я думаю, что смогу вам в этом помочь.
Задача 2
Начните ежедневно в течение двух недель выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы максимально сжато и информативно пересказать прочитанную страницу из книги. Вы должны использовать для этого всего несколько предложений. Чем их будет меньше – тем лучше.
Выполнение этого упражнения научит вас быть лаконичным, извлекать суть из большого потока информации, и сообщать собеседнику только ту информацию, которая является для него на самом деле важной.
И напоследок запомните – умение излагать свои мысль с использованием наименьшего количества слов, не в ущерб их содержанию, это важнейший навык любого современного человека.
Александр Истомин
По материалам сайта: http://www.avernus.ru/dispute5128#ixzz3n5d1oiva
http://www.avernus.ru/dispute5128
http://comir.livejournal.com/tag/речь