Современная музыкальная критика и журналистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Техника

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

-

2

Что такое эквалайзер

-

Эквалайзер (англ. equalize — «выравнивать», общее сокращение — «EQ»), темброблок — это устройство или компьютерная программа, которая позволяет увеличивать, либо уменьшать громкость отдельных зон частотного диапазона, выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала, то есть корректировать его (сигнала) амплитуду избирательно, в зависимости от частоты.

Рождённый в 30-х годах, эквалайзер является старейшей и наиболее часто используемой звукорежиссёрами обработкой звука. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции – от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров, позволяющих изменять амплитудно-частотную характеристику звукового устройства. За последние пол века схемотехника эквалайзеров усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить от возросшие требования аудио индустрии.

Прежде всего эквалайзеры характеризуются количеством регулируемых по уровню частотных фильтров (полос). Изначально эквалайзеры использовались в соответствии с этим определением: во времена первых опытов звукозаписи, студии были оснащены низкокачественными микрофонами и громкоговорителями, которые искажали исходный материал, и эквалайзер применялся для его частотной коррекции. Однако на сегодняшний день эквалайзер — это мощное средство для получения разнообразных тембров звука.

Процесс обработки звукового сигнала посредством эквалайзера называется «эквализацией» (Equalization).

Эквалайзеры можно встретить как в бытовой, так и в профессиональной аудиотехнике. Эквалайзеры включены во многие компьютерные программы, связанные с воспроизведением и/или обработкой звука — различные аудио- и видеопроигрыватели, редакторы и т. д. Многие электромузыкальные инструменты, инструментальные комбоусилители и педали эффектов также оснащаются эквалайзерами, хоть и менее функциональными.

Эквалайзер – самый используемый прибор в аудиоиндустрии. Лишь понимая его суть, аудиоинженер может грамотно управлять им и получить тот результат, которого добивался. Ключ к пониманию сути тембровой коррекции - это понимание того, КАК добиться нужного тебе результата. Не менее важно знать особенности применяемых микрофонов или возможные проблемы, связанные с их размещением. Эквалайзер – это не панацея, он не умеет исправлять ошибки – он всего лишь помогает выделить тот сигнал, с которым вы будете работать дальше. Он значительно лучше справляется с задачей отсекания ненужного, чем с задачей выделить из сигнала что-то, в нём не существующее.

Типы эквалайзеров

Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический. Графический эквалайзер имеет определённое количество регулируемых по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры «полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику. Графические эквалайзеры, применяемые в профессиональных областях, обычно имеют 15 или 31 полосу на канал, и нередко оснащаются анализаторами спектра для удобства корректировки.

Параметрический эквалайзер дает гораздо большие возможности корректировки частотной характеристики сигнала. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:

- Центральная (или рабочая) частота в герцах (Гц);
- Добротность (ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты, обозначается буквой «Q») — безразмерная величина;
- Уровень усиления или ослабления выбранной полосы в децибелах (дБ).

Таким образом, пользователь может гораздо точнее подобрать нужную частоту и более точно её отрегулировать. Аналоговые параметрические эквалайзеры встречаются довольно редко и имеют малое количество регулируемых частотных полос. Однако достижения в цифровой обработке звукового сигнала способствовали появлению цифровых параметрических эквалайзеров с практически неограниченным количеством регулируемых частотных полос. Очень часто параметрические эквалайзеры могут служить в качестве одного из блоков обработки цифровых акустических процессоров. Более того, в цифровых параметрических эквалайзерах нередко имеются дополнительные параметры полос, такие как: тип фильтра, характер кривой и т.д.

Существуют эквалайзеры смешанного типа, которые можно встретить в микшерных консолях, где, к примеру, низкие и высокие частоты регулируются по типу графического эквалайзера «полочного» типа, а между ними находятся две полу параметрические полосы (без регулировки добротности).

Также встречаются гибриды, называемые «параграфическими» — это эквалайзер графического типа с регулировкой добротности.

Принцип работы с эквалайзером и его применение

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую дает более качественный результат, нежели усиление «нужных». Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

Эквалайзеры имеют широкий спектр применений. Основное их назначение сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т. д.

Нередко эквалайзеры применяются в линиях сценических мониторов, основная проблема которых заключается в возникновении эффекта «обратной связи». В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансной частоты и её ослабления. Кроме того, с помощью эквалайзера можно ограничить частотный диапазон воспроизведения звука. Однако не все специалисты пользуются графическими эквалайзерами для устранения обратной связи, так как для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые, по сути, представляют собой параметрический эквалайзер с автоматическим подбором резонансной частоты, а их фильтры имеют очень высокую добротность.

Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты, оставив только средний диапазон, можно получить эффект «старого радиоприемника». Практически все диджеи во время сетов активно пользуются эквалайзерами на микшерских пультах, опять же для создания определённых эффектов.

Ещё одно фундаментальное применение эквалайзера — частотная коррекция звуковоспроизведения стационарных звукоусилительных систем в зависимости от акустических параметров помещения. На частотную характеристику звука влияет множество факторов: размеры и форма помещения, покрытие стен, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет ему выяснить, какие частоты «пропадают» в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию.

В студиях звукозаписи эквалайзеры в виде отдельных приборов применяются нечасто. Это связано с тем, что современные студии оснащаются оборудованием, которое практически не искажает частотную характеристику записываемого материала. Однако при цифровом сведении и мастеринге через программный эквалайзер «проходят» практически все треки, но, как правило, для того, чтобы убрать или ослабить ненужные частоты, которые могут помешать чистоте полученного микса. Особенно это касается голоса (вокала), который имеет довольно узкий частотный диапазон, а также некоторые недостатки, которые могут быть связаны с артикуляцией и манерой исполнения.

Музыкальные инструменты

Микширование инструментов – это настоящее искусство, и звукорежиссёру приходится не один раз обращаться к помощи эквалайзера, прежде чем он найдёт тот звук, который ему нужен. Многие инструменты имеют столь мощный и богатый звук, что его практически невозможно передать близко поставленным микрофоном. Вот здесь-то и приходит на помощь эквалайзер, основная цель которого – донести до нас этот звук в наиболее естественной его форме.

Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путём подчёркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны – это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путём простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчёркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.

Бас гитара: Низы - 50 - 80 Гц, Атака - 700 Гц, Щелчок - 2,5 кГц
Бочка: Низы - 80 - 100 Гц, Пустота - 400 Гц, “Точка” (щелчок) - 3 - 5 кГц.
Рабочий: Жирность- 120 - 240 Гц, Удар - 900 Гц, Треск - 5 кГц, Щелчок - 10 кГц.
Альты: Полнота - 240 - 500 Гц, Атака - 5 кГц.
Том: Полнота - 80 - 120 Гц, Атака - 5 кГц
Хэт и тарелки: Звук - 200 Гц, Блеск - 8 - 10 кГц.
Электрогитара: Полнота - 240 - 500 Гц, Присутствие - 1,5 - 2,5 кГц, колонка 4×12: срезать 1 кГц.
Акустическая гитара: Полнота - 80 Гц, “тело” звука - 240 Гц, Презенс - 2 - 5 кГц.
Орган: Полнота - 80 Гц, “тело” звука - 240 Гц, Презенс - 2 - 5 кГц.
Рояль: Полнота - 80 Гц, Презенс - 2,5 - 5 кГц.
Медные духовые: Полнота - 120 - 240 Гц, Пронзительность - 5 кГц.
Голос: Полнота - 120 Гц, Гулкость - 240 Гц, Презенс - 5 кГц, Шипящие - 5 кГц, Воздух - 10 - 15 кГц.
Струнные: Полнота - 240 Гц, Скрип - 7 - 10 кГц.
Конга: Звон - 200 Гц, Хлопок - 5 кГц.

Подробнее об эквализации инструментов.

Тембровая коррекция вокала

Спектр голоса можно разделить на три основных полосы, соответствующих главным речевым компонентам – основе, гласным и согласным.
Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра – приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить – кто именно говорит, и поэтому, правильная передача её является неотъемлемой часть качественного звука.

Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.

К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 – 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.
http://e-music.fdstar.ru/3809-ekvalazer.html
Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать!

Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает - не разрушайте его.

Чем меньше инструментов в миксе, тем громче каждый из них должен звучать. Чем больше инструментов, тем меньше делаются их уровни.

Чтобы все элементы микса лучше подходили друг к другу, выравнивайте их, манипулируя частотами, так, чтобы у каждого инструмента была своя частотная полоса.

Обратите внимание на ритмсекцию (бас и барабаны). Она должна звучать ясно и отчётливо.

Нужно ясно слышать каждый инструмент. Лучший способ этого добиться - сделать, чтобы каждый инструмент находился в своей частотной полосе.

После подстраивания частот инструмент вне микса может звучать ужасно. Не обращайте внимания. Главное, чтобы все вместе звучало хорошо.

3

Аудио и МИДИ

-

Как Вам, наверное, уже известно, при работе с музыкой используется два основных вида представления звука – это Аудио и MIDI.

Аудио (лат. audio «слышу») — общий термин, относящийся к звуковым технологиям. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковом носителе; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Аудио и МИДИ (Audio vs MIDI)

Аудио аппаратура работает с сигналами, включающими частоты до 20 кГц, поскольку звук большей частоты не воспринимается слухом.

MIDI (англ. Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов) — стандарт на аппаратуру и программное обеспечение, позволяющее воспроизводить (и записывать) музыку путем выполнения/записи специальных команд, а также формат файлов, содержащих такие команды. Воспроизводящее устройство или программа называется синтезатором (секвенсором) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом.

Аудио – это то, что раньше записывали на магнитофоны, виниловые диски, то есть, аудио вначале имело аналоговую природу. С внедрением компьютера в работу со звуком, аудио стало цифровым и звуковые карты компьютера работают только с цифровым звуком. Поток цифр стал определять множество параметров воспроизведения звука. О достоинствах и недостатках цифрового звука можно спорить до хрипоты, но факт остается фактом – цифровая запись и воспроизведение сегодня используется повсеместно, как и цифровое фото и видео. Все CD и DVD, которые Вы слушаете/смотрите, записаны цифровым способом.

О многоканальном и трёхмерном звуке здесь я говорить не буду – это отдельная тема. И о том, что звук бывает моно и стерео, тоже, надеюсь, в общих чертах все имеют об этом представление. Замечу, что моно – это одноканальный звук, а стерео – это два независимых аудио-канала.

Звук на компьютере может быть записан и воспроизведён с заданным (определённым) уровнем частоты дискретизации и разрядности.

Частота дискретизации (или частота семплирования) - это означает, сколько раз передается информация о звуке за одну секунду, то есть, частота отсчетов непрерывного сигнала. Например, стандартная частота для музыкального CD - 44100 Герц или 44,1 КГц. Это значит, что при воспроизведении звука, на звуковую карту, за одну секунду, 44100 раз передается информация о файле.

Разрядность звука – это означает, сколько бит информации о звуке передается каждый раз, при каждой передаче. 16 Бит является стандартом CD. И если Вы увидите изображение параметров в таком виде – 16/44, то это отображение разрядности звука (16 бит) и частоты дискретизации (44 КГц, округленно).

И чем выше параметры частоты/дискретизации, тем качественнее звук. В студиях звукозаписи для получения лучшего качества работают с высокими показателями - 24, 32 бита и 96 КГц и более. А затем, при подготовке музыки к изданию на CD, переводят в более низкие показатели стандарта CD - 16/44.

Аудиоформатов существует достаточно много.

Самыми распространёнными являются такие, как:

CDA (Audio CD) – обычный CD со звуком высокого качества.

WAV - стандартный файл Windows, используемый на компьютере.

Форматы со сжатием с потерями:

MP3 (MPEG-1, Layer3) - обеспечивающий приемлемое качество звука при высоком коэффициенте сжатия. Самый популярный сегодня формат. Качество звучания сжатого звука зависит от показателя битрейта (величины потока данных). Самый низкий, приемлемый битрейт – 128 кБит в секунду. Соответственно, чем выше битрейт, тем лучше качество звука.

WMA (Windows Media Audio) - формат от Microsoft. При меньших размерах файла примерно идентичен качеству MP3.

OGG Vorbis – этот формат по качеству превосходит MP3 на аналогичных битрейтах, но исторически так сложилось, что MP3 завоевал мировой рынок раньше.

RealAudio - это формат передачи звука в Интернет. Сверхнизкий битрейт и, как Вы понимаете, соответствующее качество, но для медленного интернета очень хорошо пригоден.

Теперь о MIDI интерфейсе.

Внедрение в музыку цифровых технологий породило принципиально новый для звукозаписи формат MIDI (Musical Instruments Digital Interface), что означает цифровой интерфейс музыкальных инструментов.

Нужно отчетливо понимать, что формат MIDI не является звукозаписью, как таковой. В потоке миди-команд отражаются исключительно только «приказы» семплеру или синтезатору по выполнению действий направленных на извлечение звуков. И по протоколу MIDI не передается сам звук с его колебаниями, а только команды на его воспроизведение.

Данных «приказов» в процессе звукоизвлечения поступает по современным компьютерным понятиям не так много и охватывают они основные параметры звука: тембр инструмента, высота тона, громкость, длительность, панорама, частотная модуляция и еще множество других.

Практически все современные электронные инструменты и звуковые карты работают с форматом MIDI. Он был создан для того, чтобы инструменты разных фирм (синтезаторы, семплеры) могли одинаково хорошо реагировать на одни и те же команды. При воспроизведении миди-файла поток данных передаётся устройству, генерирующему звук (секверсору/семплеру/синтезатору) – о номере канала, тембре, о том, какую клавишу нажать, с какой силой, какой продолжительностью, какую нажать педаль и еще довольно много различной информации. Одновременно могут звучать 16 различных инструментов.

В 1982 году, ассоциацией производителей MIDI-инструментов был разработан стандарт General MIDI (GM). Это самый распространенный стандарт, несмотря на то, что позже были созданы еще три разновидности. GM имеет 16 каналов, стандартный банк музыкальных инструментов, где за каждым инструментом закреплен свой неизменный порядковый номер. В банке 128 мелодических тембров (включая электронные) и 47 ударных инструментов, расположенных на 10 канале (каждой клавише соответствует свой ударный инструмент).

Часто используемый формат - стандартный MIDI файл (SMF - Standard MIDI FIle). Это формат, предназначенный для хранения записанных данных с секвенсора, будь то аппаратный или программный. В нем существует 16 каналов, с миди-треками различных инструментов. Каждый трек – это записанная музыкальная партия какого-либо инструмента. И любой секвенсор, совместимый с GM, читает примерно одинаково эти музыкальные файлы. То есть, он считывает информацию об использованном инструменте, высоте звуков, их длительности, громкости и т.д. Например, если записана гитара, то в любом секвенсоре будет звучать именно гитара и никак не другой инструмент. Другое дело, что гитара эта может быть разного качества звучания – это зависит от качества используемого семплера или синтезатора. И еще, на любой трек можно назначать любой инструмент (их 128) из стандартного банка GM и лишь только 10 канал используется исключительно для ударных инструментов.

Можно сказать, что MIDI-запись – это как бы нотная запись для секвенсора или звуковой карты компьютера, читающего миди-формат, с высокой точностью фиксации каждого параметра звука.

И еще добавлю немаловажный факт, что миди-информация очень мала по объему занимаемой памяти, что очень удобно и экономно.

Файлы MIDI являются набором команд для синтезатора (секвенсора) установленного на компьютере.

Установленный по умолчанию на компьютере "Программный синтезатор" не дает желаемых результатов, из-за скудного "банка звуков". Для улучшения звука требуется установить синтезатор с нормальным "банком звуков" и настроить караоке плеер, чтобы он работал используя установленный нами синтезатор.
http://e-music.fdstar.ru/3784-audio_i_midi.html

Самусенко Геннадий, композитор

4

Подключение MIDI синтезатора к компьютеру

-

В данной статье детально рассмотрены все основные способы подключения синтезатора или MIDI-клавиатуры к компьютеру.

Существует несколько способов подключения синтезатора к компьютеру для передачи MIDI-команд:
стандартный MIDI-интерфейс;
USB-интерфейс;
комбинированное USB-MIDI-подключение.

Примечание: Под синтезатором здесь понимается устройство для синтеза звука и музыкальная MIDI клавиатура в одном корпусе (т.е. мы отбрасываем аналоговые синтезаторы).

Подключение через MIDI-интерфейс

MIDI-интерфейс является старейшим, наиболее универсальным и потому наиболее широком распространённым способом соединения широкого спектра MIDI-устройств. Стандартным MIDI-интерфейсом оснащены практически все MIDI-клавиатуры и большинство синтезаторов (из тех, что вообще рассчитаны на передачу MIDI-сигнала).

Для подключения синтезатора к компьютеру при помощи MIDI-шнура (кабеля) соединяют MIDI-выход синтезатора с MIDI-входом (MIDI-портом) компьютера.

MIDI-порт на компьютере может быть двух видов:
совмещённый с 15-контактным Game-портом звуковой платы (при использовании недорогой бытовой звуковой платы), имеет трапецеидальную форму;
«настоящий» 5-контактный MIDI-порт круглой формы (характерен для профессиональных звуковых плат и внешних MIDI-интерфейсов).
Соответственно, от типа MIDI-порта на компьютере зависит тип MIDI-кабеля, необходимого для соединения.

Важно При подключении необходимо к порту синтезатора MIDI OUT подключить штекер MIDI IN MIDI-кабеля. Никаких драйверов для собственно синтезатора (или MIDI-клавиатуры) при подключении через стандартный MIDI-интерфейс не требуется. Драйвера необходимы только для устройства (звуковой платы или внешнего MIDI-интерфейса), к MIDI-порту которого подключается синтезатор, которые, скорее всего, уже установлены.

Соответственно, сам синтезатор в системе как устройство нигде не отображается. Отображается лишь MIDI-порт, к которому можно подключить как синтезатор/MIDI-клавиатуру, так и любое другое MIDI-устройство. Этот MIDI-порт и следует выбирать в качестве входного MIDI-порта в программе-секвенсоре типа Cubase или Sonar. Впрочем, в современных программах-секвенсорах, например, Cubase SX, по умолчанию MIDI-сигнал принимается одновременно со всех имеющихся в системе входных MIDI-портов, и выбирать MIDI-порт вручную не приходится.

Называться MIDI-порт может по-разному в зависимости от конкретного устройства, частью которого он является (звуковой платы, MIDI-интерфейса), и установленных для этого устройства драйверов: например, для звуковой платы SB Live! при использовании стандартных драйверов Windows XP SP2 он называется SB Live! MIDI UART.

Для подачи MIDI-сигнала на MIDI-выход синтезатор обычно необходимо перевести в режим MIDI при помощи переключателя режимов работы на корпусе синтезатора, иногда совмещённого с тумблером включения/выключения синтезатора.

Подключение по USB (USB To Host)

Подключение по USB является более современным и удобным способом соединения синтезатора (или MIDI-клавиатуры) и компьютера. Серьёзным преимуществом такого подключения является возможность некоторых (но не всех) синтезаторов/MIDI-клавиатур получать по USB, помимо MIDI-сигнала, ещё и электропитание.

Это позволяет сузить количество подключённых к синтезатору проводов до одного. Кроме того, отпадает небходимость в отдельном MIDI-интерфейсе, которым не всегда снабжены профессиональные платы для звукозаписи.

При подключении посредством USB для обмена MIDI-информацией между синтезатором/MIDI-клавиатурой и компьютером используется виртуальный MIDI-порт, для функционирования которого необходимы драйвера, поставляемые обычно в комплекте с синтезатором или MIDI-клавиатурой.

В отличие от стандартного MIDI-интерфейса, при помощи которого MIDI-командами могут обмениваться любые MIDI-устройства — например, MIDI-клавиатура и аппаратный синтезатор, — метод подключения по USB ориентирован на подключение синтезатора/MIDI-клавиатуры исключительно к компьютеру.

На подавляющем большинстве синтезаторов и MIDI-клавиатур, поддерживающих передачу MIDI-сигнала по USB, стандартный MIDI-интерфейс также сохранён для максимальной совместимости с различными MIDI-устройствами.

Важно На некоторых синтезаторах (например, Roland EXR-3/5/7; в более свежей линейке EXRs этот недостаток устранён) USB-порт, несмотря на его наличие, не предназначен для передачи MIDI-сигнала, а служит лишь для удобного обмена с компьютером MIDI-файлами и/или файлами стилей автоаккомпанемента и проч.
Подключение синтезатора к ноутбуку
Нередко возникает задача MIDI-соединения устройств, не обладающих разъёмами одинакового типа. В частности, это касается подключения синтезатора или MIDI-клавиатуры к ноутбуку, для которого наличие стандартного MIDI-порта нехарактерно, но где практически всегда (на сколь-нибудь современных моделях) есть USB-порт.

В этом случае для подключения достаточно лишь приобрести внешний MIDI-интерфейс, в грубом приближении представляющий собой переходник USB-MIDI: к синтезатору он подключается через стандартный MIDI-порт, а к компьютеру (например, ноутбуку) — посредством USB-порта.

Простейший MIDI-интерфейс, обладающий одной или двумя парами вход/выход, чего более чем достаточно для любительского применения, — например, ESI RoMI/O USB — стоит порядка 50-60 $.

Устаревший способ подключения: разъём To Host (Com / RS-232)

На некоторых моделях синтезаторов (главным образом, производства Yamaha) имеется разъём To Host, который позволяет подключать синтезатор к последовательному (COM-) порту компьютера. Как и при подключении по USB, для работы синтезатора в качестве MIDI-клавиатуры в этом случае необходимы драйвера, которые обычно поставляются в комплекте с синтезатором.

Однако в настоящее время этот способ безнадёжно устарел ввиду устаревания самого способа физического соединения — из-за чрезвычайно низкой пропускной способности последовательного (RS-232) интерфейса COM-порт на большинстве современных компьютеров либо отсутствует вовсе либо является опциональным и реализован в виде отдельной «планки», подключаемой к материнской плате и выводимой на заднюю панель системного блока только в случае необходимости.

Важно Не следует путать разъём To Host с разъёмом USB, также называемым USB To Host на современных моделях синтезаторов (например, DGX-220/520/620) и цифровых фортепиано Yamaha.

http://e-music.fdstar.ru/1652-podklyuch … uteru.html