Современная музыкальная критика и журналистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Музыкальное просветительство

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

-

2

Требуется музыкальный просветитель

с

http://www.stinfa.ru/?id=142654

В преддверии коренных реформ в высшем российском музыкальном образовании, связанных с переходом на двухуровневое обучение (бакалавриат, магистратура) и возможным переводом музыковедения из консерваторий в университеты, у музыкантов возникает немало вопросов. Не грозят ли названные идеи разрушением плодотворной системы воспитания профессионального музыканта и серьёзными потерями в отечественной культуре? Возможно ли это воспитание без базовых теоретических знаний, которые преподаются музыковедами – знатоками теории и истории музыки, начиная с музыкальной школы до консерватории? Да и стоит ли так кардинально преобразовывать российское музыкальное образование, которое достигло высочайшего уровня, выработав глубоко продуманную систему и став одной из лучших мировых музыкальных школ, – ведь не случайно к нам всё больше едут учиться студенты из разных стран, и не только в столичные вузы?

Не секрет, что в наше время, когда заново ассимилируется культура и жизнь, музыкантам приходится принимать новые правила экономической «игры». И консерватории идут навстречу переменам, творческие коллективы уже научились зарабатывать внебюджетные средства, которые позволили музыкантам не только пережить тяжёлые 1990-е годы, но даже заложить основы новых образовательных направлений, дополняющих академическое высшее музыкальное обучение специальностями, востребованными сегодня. Такой путь преобразования художественных вузов, возникший в самих творческих коллективах как ответ на критическую ситуацию, естественен и прогрессивен, поскольку не разрушает основ музыкального дела, но откликается на потребности общества новыми специальностями и делает реконструкцию созидательной.

Отвечая духу времени, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки представляет созидательные реформы. По инициативе ректора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, проф. Э. Б. Фертельмейстера в последние годы открылись новые образовательные направления: прикладное музыковедение, звукорежиссура, этномузыкология, художественное образование, актёр музыкального театра.

Новые направления не могут существовать без базовой академической подготовки специалистов высокого уровня, вне живого контекста музыкальной практики и научно-исследовательской работы – приоритет консерваторий в сохранении музыкальных традиций не должен быть нарушен. Однако, с другой стороны, музыкальные вузы вряд ли смогут продолжить своё развитие, не учитывая сложившихся условий в обществе и изменившегося информационного пространства.

Революционные изменения, произошедшие за последние десятилетия в системе коммуникации, говорят о тотальной значимости мультимедиа, охвативших все стороны жизни, в том числе культуру. Информация – ключевое слово нашего времени. Новые электронные каналы связи с аудиторией требуют их активного и скорейшего включения в сферу художественного общения и образования. Результат промедлений и упущенных образовательных возможностей культуры в виртуальной среде – «замусоренное» сознание молодёжи сорняками шоу-бизнеса, оккупировавшего медиасреду. Экстремальные условия выживания в современном мире, жёстокость «передела» жизненного пространства стимулируют культ грубой силы и потребительское мировоззрение. Оно усердно навязывается молодёжи ангажированными средствами массовой информации (СМИ) как «крутое», «продвинутое», а по сути – попирающее нравственные ценности и порождённую ими культуру. По свидетельству многочисленных социологических исследований, ценностные ориентации в нашей стране явно сместились в сторону прагматизма, потеснив духовно-нравственное начало, и показатель тому – отрицание идеалов, абсолютных ценностей, значимости культуры, особенно в молодёжной среде. В таком агрессивном контексте, когда обезличивающая цивилизация внедряет стереотипы потребительства («Бери от жизни всё!»), угрожая главному – духовному – миру личности, способной к творческой самоотдаче, культуре важно взять на себя защиту человека, не допустить гибели человеческого в человеке. И потому вопрос Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир?» вновь актуален.

Духовная красота – высшая ценность и великая сила – не раз доказала свою способность преображать человека через обаяние таланта, отражённого в звуке, слове, краске. Счастлив тот, кто обрёл свободу творческого духа. Однако помощь требуется тем, кто не смог сам подняться над «мерзостями быта». И здесь действенный помощник – искусство, особенно музыка, как самый совершенный инструмент ваяния души. Вот почему важно привлечь потенциальных слушателей в музыкально-концертные залы к общению с искусством.

Давно известно, что уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу. Безусловно, наиболее мощный «рычаг» просветительства – СМИ, не случайно называемые «четвёртой властью», но в них очевиден дефицит профессиональных артжурналистов и особенно музыкальных журналистов. Объясняется этот «вакуум» не только общим пересмотром ценностей в нашем обществе; есть и другие проблемы, усугубляющие ситуацию информационной блокады академического музыкального искусства. Хотя важность роли музыкальной журналистики в сфере культуры осознаётся ещё не всеми, её влияние на общественную жизнь бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. Осуществить такую профессионализацию возможно только в рамках высшей музыкальной школы, поскольку сам объект внимания – музыка, музыкальная жизнь – требует глубоких специальных знаний. Их нельзя получить в других вузах, включая даже университетские факультеты журналистики. Пора задуматься о том, какое же место занимает просветительская деятельность в нынешней системе высшего музыкального образования, ориентирована ли отечественная музыкальная педагогика на эту работу. Увы, в учебных стандартах музыкальных вузов России нет музыкально-просветительских специальностей – ни музыкальной журналистики, ни лекторского мастерства, ни музыкального редактирования. На всю музыкально-просветительскую деятельность музыковедам сегодня отводится лишь 20 часов лекторской практики и 36 лекционных часов музыкальной критики. Результатом устарелости музыковедческих учебных планов вузов стал дефицит профессиональных музыкальных просветителей, способных работать во всех видах СМИ. И это притом, что концертно-театральные организации и многочисленные СМИ остро нуждаются в специалистах, владеющих расширенным комплексом журналистской и редакторской практики, навыками сценарной и операторской работы, опытом звукового и видеомонтажа. Музыкальный журналист-универсал, профессионализм которого отвечает высоким художественным и техническим требованиям, вне конкуренции на информационном рынке. Какой директор театра или филармонии не мечтает о подобном помощнике? Однако сегодня найти профессионального музыкального журналиста, особенно в системе теле- и радиовещания, тем более в провинции, – почти утопия. Обычно информационно-просветительскую работу выполняет музыковед, не владеющий знаниями в области журналистики и долгие годы (если он сумеет выжить в конкурентной среде) интуитивно отыскивающий нужные методы журналистской работы, либо журналист с университетским дипломом, не разбирающийся ни в музыке, ни в смежных видах искусства. Самодеятельность такого рода «просветителей» часто наносит делу вред, не обеспечивая даже сносно «канал связи» с теми, кто пытается войти в мир искусства. Музыкальная журналистика должна быть сосредоточена в руках профессионалов, специально обучаемых по программе «прикладного музыковедения». Образовавшийся пробел в системе профессиональной подготовки музыковедов сказался на контактах со СМИ и, в итоге, на их содержательной направленности, которые свернули музыкально-просветительскую деятельность и переключили своё внимание на шоу-индустрию.

Богатства академического музыкального искусства, попираемые постмодернистским нигилизмом и шоу-бизнесом, нуждаются в защите, в поддержке – рекламным, информационным, просветительским словом, поскольку между публикой и творцами образовался слишком опасный разрыв. Музыканты, точнее музыковеды, в долгу перед слушателями, лишёнными увлекательного, яркого просветительского слова. Отечественное музыковедение, основательно разрабатывая научное и педагогическое направления, разумеется, приоритетные в академическом образовании, явно снизило интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в искусстве (вероятно, сказалась и усталость от недавних идеологических претензий соцреализма). Хотя вряд ли нужно напоминать, что музыка коммуникативна по своей сути, а само музыковедение – плод музыкального просветительства. Музыковеды – главные хранители тайн музыки. Их научная деятельность, сопряжённая с педагогической практикой, приносит блистательные результаты. Искусственное же вычленение музыковедения, перевод его в университеты грозит разрушением коренных достижений отечественной музыкально-образовательной системы, которая выращивает, прежде всего, всесторонне развитых музыкантов – исполнителей, композиторов и теоретиков, и это доказано огромным опытом российской музыкальной школы. Вместе с тем, настало время пересмотреть сложившиеся стереотипы высшего музыкального образования и, сохраняя лучшие академические традиции, внести действительно необходимые, обусловленные насущными требованиями перемены. В числе неотложных задач – музыкальное просветительство, которое способно противостоять натиску обезличивающей цивилизации. Дальнейшее же угасание культурно-просветительской работы грозит обернуться ещё более стремительным распространением вульгарной «попсы» и прочих ядовитых плодов бездуховности и невежества, и без того основательно заполонивших информационную среду. В такой, без преувеличения, апокалипсической ситуации крайне важно отстоять критерии гуманистического искусства, не потерять молодёжь, ещё способную воспринимать прекрасное. В этом, думается, и состоит главная «национальная идея» культуры, требующая усилий многих причастных к ней людей.

Понимая острую необходимость музыкально-просветительской работы для общества и для экологии самой культуры, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки открыла в 2003 году дополнительные образовательные направления в музыковедении: «Музыкальный критик-журналист СМИ и редактор музыкальных программ ТВ, радио», «Лектор-музыковед», и подобного нет пока ни в одной российской консерватории.

Уникальность образовательной программы ННГК по музыкальной журналистике заключена в её универсальности: во-первых, она предполагает освоение всех видов СМИ; во-вторых, даёт возможность одновременно овладеть смежными специальностями – музыкального журналиста и музыкального редактора телевидения, радио.

Совершенно очевидно, что телевидение и радиожурналистика сегодня равнозначны прессе; широкие перспективы приобретает интернет-журналистика, в том числе в области художественной. Потому так принципиально важна универсальная направленность обучения музыкальных просветителей, вытекающая из особенностей современной информационной системы и предусматривающая журналистско-редакторское освоение смежных сфер деятельности (телевидение, радио, пресса, интернет).

Учитывая актуальные задачи нашего времени, курс ориентирован на практические формы обучения: под руководством опытных журналистов создаются качественные пресс-, аудио- и видеоматериалы. Студенческие работы публикуются в российской прессе, звучат в эфире областного и российского радио, на коммерческих каналах, записываются на видеодисках.

Мы убедились в растущей востребованности профессии музыковеда-просветителя на ежегодных ярмарках специалистов, которые проходят в ННГК. Многие театры, филармонии, СМИ ждут наших специалистов и готовы предоставить им выгодные условия для работы. Сегодня около 30 выпускников, окончивших курс прикладного музыковедения ННГК, уже работают по всей стране в области просветительства в многочисленных периодических изданиях, в интернете, на радио («Культура», «Орфей», «Ретро», областном нижегородском радио), на каналах «Культура» нижегородского, самарского, кировского телевещания.

Мы убеждены, что консерватория – единственная форма высшего музыкального образования, которая даёт возможность соединить глубокие знания о музыке с профессиональными методами современной журналистики. Это позволит не потерять ценнейшие традиции, накопленные в отечественном музыковедении, а дополнить музыковедение новыми формами практической деятельности.

Музыкальная журналистика – проводник в мир духовной красоты, она способна решить проблему наполнения концертных залов. Цель работы художественного журналиста – воспитание души человека и, шире, формирование духовных ориентиров в обществе. Но и сам журналист должен иметь возможность подняться на уровень творца художественных отражений великой музыки, а такой путь профессионального восхождения требует много. Не только знания тайн музыки, которые даёт академический блок музыкальных дисциплин, но и владения тонкими механизмами психологии общения, понимания проблем социологии, которые помогают найти контакт с потенциальным слушателем. В профессии музыкального журналиста пересекаются многие сферы специальных и гуманитарных знаний – культурология, социология, психология творчества и музыкального восприятия, без освоения которых невозможно эффективно направлять просветительскую и пропагандистскую деятельность. Учитывая названные особенности и повышенную значимость устных форм журналистики, программа ННГК уделяет специальное внимание искусству риторики, артистическим навыкам, создавая целостный комплекс знаний журналистского мастерства. В результате «двустороннего» профессионального обучения, синтезирующего музыковедческое и журналистское направления, студент приобретает значительный культурный кругозор, ясную аналитическую позицию в оценке художественных событий, интерес к «слову», коммуникативность, способность быть артистичным, ярким, убедительным. И это ещё не всё: музыкальная одарённость и оснащённость комплексом специальных знаний публицистической профессии – не гарантия успеха, он коренится глубже, в органичном сочетании профессионализма с общественным «темпераментом» музыканта, в его ответственности за человеческое «завтра». А это означает постоянное стремление просветителя к культурному преобразованию жизни, умение отстаивать духовные приоритеты, – ведь «профетические задачи» (по Н. Бердяеву) требуется решать сегодня.

Важнейшая педагогическая цель нижегородского образовательного проекта – воспитание профессиональной компетенции музыкального журналиста. Это сложная задача, поскольку сфера деятельности музыкальных просветителей – специфический род искусствоведения: искусство художественного «слова» о музыке, представляемого во всех коммуникативных сферах (прессе, интернет, радио, аудио, видео), они требует дополнительного освоения, но предоставляют пропагандисту культуры самые широкие возможности.

Нижегородская консерватория, стоящая сегодня в авангарде музыкального просветительства в области высшего образования, предлагает включить в учебный стандарт вузов по музыковедению специализацию музыкального просветителя: музыкального журналиста СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет), музыкального редактора теле- и радиопрограмм, музыкального лектора и представляет свой проект обучения по курсу прикладного музыковедения, прошедший пятилетнюю практическую проверку.

Итак, курс прикладного музыковедения, разработанный и внедрённый в ННГК, базируется на трёх блоках учебных дисциплин.

1. Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают достаточный диапазон гуманитарных знаний, необходимых в профессии музыкального журналиста: история искусства, музыки, академических и массовых музыкальных жанров, театра, изобразительного искусства, радиожурналистики, экранного искусства, семиотика и социология музыкального искусства, теория коммуникации и психология музыкального восприятия, общения, риторические основы артжурналитики, музыкально-прикладная информатика и др.

2. Специализированные дисциплины, нацеленные на постижение основных теоретических знаний музыкальной журналистики и подготовку к практической деятельности: музыкальная критика – журналистика, введение в специальности музыкальной пресс-, радио- и тележурналистики. Также проходятся интернет-журналистика и литературное мастерство; основы редактирования музыкальных программ на радио и телевидении, их драматургия; операторское мастерство и монтаж (звук, видео) музыкальных программ; постановка голоса и сценическая подготовка, основы лекторского мастерства.

3. Журналистско-редакторская практика во всех видах СМИ осуществляется параллельно с теоретической подготовкой на базе периодических изданий, в интернете, на радио и телевидении.

Образовательная программа ННГК, нацеленная на профессиональную компетентность, позволяет студентам осуществлять творческие идеи от начала и до конца – от задумки до самостоятельного технического воплощения с помощью новейших медиатехнологий.

В её решении важны, в частности, два аспекта применения аудио и видео (теле и интернет) методик образования.

Первый – виртуальная медиапедагогика (её видео, радио, аудио, пресс, Интернет носители), предоставляющая образовательную информацию. Этот аспект медиакультуры, находясь на стыке практической журналистики и педагогической деятельности, имеет большую общественную значимость не только потому, что средства коммуникации выполняют информационную и интеллектуальную задачи, но и благодаря эстетической функции СМИ. Подчёркнем, что эстетическая сторона медиакультуры (т. е. возможность поднимать тему на уровень художественного осмысления) – главное условие просветительской деятельности журналистов, связанных с артсферой, в частности, с музыкальным искусством. В этом коренится второй важный аспект развития медиакультуры – формирование основ музыкальной журналистики как информационно-художественного явления, подчиняющего профессиональные методы информационно-просветительской журналистики и её медиапространства эстетическим задачам музыкальной культуры.

Концептуальная основа проекта заключается в синтезе эстетической, этической, культурологической, семиотической и практической моделей образования, ориентированном на развитие художественного вкуса, способности к анализу культурной среды и художественного творчества в опоре на социокультурные теории, с выходом в информационное производство.

В результате обучения журналистско-редакторским специализациям выпускник кафедры прикладного музыковедения может:

·         целенаправленно проводить культурно-просветительскую политику, основываясь на профессиональных знаниях, этических, эстетических и правовых нормах;

·         полноценно работать во всех видах и жанрах музыкальной журналистики в прессе, Интернете, на радио и телевидении;

·         находить актуальные темы, связанные с музыкальным искусством, и новые коммуникативные формы подачи материала;

·         устанавливать психологический контакт с аудиторией и пробуждать интерес читателей (зрителей, слушателей) к высокому музыкальному искусству;

·         эффективно адаптировать журналистский текст к восприятию различных возрастных и социальных групп;

·         свободно владеть речевым мастерством, необходимым для журналистской деятельности;

·         использовать технические средства обеспечения работы журналиста на телевидении, радио, в прессе, интернете;

·         владеть навыками работы музыкального редактора на телевидении и радио;

·         умело осуществлять монтаж аудио- и видеоматериала музыкальных программ для радио и телевидения.

Образовательная программа по прикладному музыковедению, разработанная в ННГК, одобрена Учебно-методическим объединением по культуре Российской Федерации и поддержана музыкальной общественностью, руководителями консерваторий, филармоний и театров России[1]. Это универсальная система подготовки музыкальных журналистов-редакторов и лекторов, успешно опробованная в действии. Её положительные результаты видны уже сейчас – наконец появилась реальная возможность привлекать в СМИ не случайных людей, а действительно музыкальных специалистов, которые профессионально овладели методами журналистики. Благодаря введению курса «Прикладное музыковедение» решается проблема востребованности музыковедов, вынужденных сегодня искать работу в школах и студиях, которые переполнены кадрами и материально бедствуют.

Мы убеждены, что в переломный для нашей культуры период необходимо не свёртывать музыковедческую деятельность или превращать её в культурологическую, а расширять, направляя работу музыкальных просветителей на участие в культурной политике государства, стремиться к тому, чтобы высокое искусство формировало духовный климат общества.

кандидат искусствоведения, доцент ННГК,
зав. кафедрой прикладного музыковедения Л. А. Птушко

[1] На практический опыт успешного внедрения прикладного музыковедения в систему подготовки музыковедов, в частности, ссылается доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Т. А. Курышева в учебнике «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» (М., 2007. С. 23).

3

Проблемы филологии, культурологии и искусствознания 117
Музыкальная журналистика: от теории к практике

с

Л. А. ПТУШКО
(НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ)*
В работе рассматриваются семантические и функциональные связи музыкально-прикладного
искусства (музыкальной журналистики) — важной ветви музыковедения, исполняющего роль
посредника между музыкой и обществом. Предлагается концепция образовательной програм-
мы по прикладному музыковедению, ориентированная на универсальную практическую дея-
тельность во всех СМИ, разработанная и внедренная автором в Нижегородской государствен-
ной консерватории.
Ключевые слова: прикладное музыковедение, образовательная программа, музыкальная жур-
налистика.
Musical Journalism: From Theory to Practice
L. A. PTUSHKO
(NIZHNIY NOVGOROD STATE CONSERVATORY)
This work considers semantic and functional connections of musical and applied art (musical journalism) — an important branch of musicology that acts as a mediator between music and society. A conception of educational programme in the applied music art, which is oriented at universal practical
activity in all mass media, developed and introduced by the author in the educational process of
Nizhniy Novgorod State Conservatory, is offered.
Keywords: applied musicology, educational programme, musical journalism.
* Птушко Лидия Александровна — кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой при>
кладного музыковедения Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.
Тел.: (831) 419>40>15. Эл. адрес: laptushka@yandex.ruкальная педагогика на эту работу? Увы, вы>
пускники консерваторий не владеют инфор>
мационно>просветительскими специальнос>
тями, поскольку музыкальной журналистики
пока нет в учебных стандартах музыкальных
вузов России. Отсюда — отсутствие профес!
сиональных журналистов в области музы>
кального искусства, тем более способных
работать в современных электронных видах
СМИ. Но именно музыкальный журналист>
универсал, профессионализм которого от>
вечает высоким художественным и техниче>
ским требованиям, остро требуется на ин>
формационном рынке. Он должен владеть
расширенным комплексом знаний арт>жур>
налистской деятельности и редакторской
практики, первичными навыками сценарной,
режиссерской, операторской работы, опы>
том звуко> и видеомонтажа, чтобы самосто>
ятельно претворять авторские художествен>
ные идеи. Какой директор театра или филар>
монии не мечтает о подобном помощнике?
Однако сегодня найти профессионального
музыкального журналиста, особенно в сис>
теме телерадиовещания, тем более в провин>
ции, почти утопия. Обычно информационно>
просветительскую работу выполняет музы>
ковед, абсолютно не владеющий знаниями в
области журналистики и долгие годы (если
сумеет выжить в остроконкурентной среде)
интуитивно отыскивающий нужные методы
журналистской работы, либо журналист с
университетским дипломом, но, увы, не раз>
бирающийся ни в музыке, ни в смежных ви>
дах искусства. Самодеятельность такого ро>
да «просветителей» часто наносит вред делу,
не обеспечивая даже сносно «канал связи»
с теми, кто пытается войти в мир искусств.
Образовавшийся пробел в системе про>
фессиональной подготовки музыковедов
не мог не сказаться на контактах со СМИ
и в итоге на их содержательной направлен>
ности, которые свернули музыкально>про>
светительскую деятельность и переключили
свое внимание на шоу>индустрию.
Музыканты, особенно музыковеды, в дол>
гу перед слушателями, лишенными увлека>
тельного, яркого просветительского «сло>
ва», способного раскрыть богатства музы>
кального искусства. Однако отечественное
музыковедение, основательно разрабатывая
научное и педагогическое направления, ра>
зумеется, приоритетные в академическом
образовании, явно снизило интерес к музы>
кально>просветительской деятельности —
одной из важнейших в искусстве. Невнима>
ние к этой сфере оборачивается равнодуши>
ем публики и к академическому музыкально>
му искусству, и к самому человеку.
Сегодня академическая музыка особенно
нуждается в профессиональной поддержке
информационно>просветительским и рек>
ламным «словом» — слишком опасный раз>
рыв образовался между публикой и музы>
кантами. Восстановить же общественную
значимость и уважение к просветительско>
му слову можно через активную практику
в СМИ, возрождая принципы музыкально>
критической журналистики, дело просвети>
тельства. А оно понималась классиками рус>
ской музыкальной критики как «миссия»
служения музыке.
Каждый музыкант>профессионал, незави>
симо от его «узкой» специализации, прежде
всего слушатель и критик. Эта связь (воспри>
нимающего и оценивающего сознания) абсо>
лютно неразрывна, поскольку художествен>
ное воздействие музыки всегда рождает ее
критическое осмысление, формируя музы>
кальный вкус, критерии оценок, художест>
венные принципы, опыт личности. И потому
любой музыкант предрасположен к универ!
сальной профессиональной деятельности.
Не случайно именно в искусстве естественно
синтезируются все специальности: теорети>
ческие и эмпирические, исследовательские
и просветительские. В подтверждение это>
му достаточно вспомнить разностороннюю
творческую деятельность многих выдаю>
щихся музыкантов, которые реализовали
свой талант одновременно как композито>
ры, исполнители и музыкальные мыслители.
Если главными чертами художественного
творчества считать «целостность и дина!
мичность моделей мира, в единстве с субъек!
том, в переплетении событий и их оценки»
118 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2010 — №1(Раппопорт, 1973: 51), то очевидно, что на>
званные свойства присущи всем видам музы>
кальной профессиональной деятельности.
А учитывая и принципиальную возможность
ее функционального многообразия, стано>
вится понятным, что категорию «творчест!
во» нельзя ограничить только композицией
и исполнительством — созидающими специ>
альностями. Музыковедческая деятельность
(все ее направления — научное, просвети>
тельское и педагогическое) в лучших своих
достижениях также является музыкально!ху!
дожественным творчеством, отвечая тре>
бованиям, предъявляемым к искусству. Ад>
ресованное определенному кругу читателей
(зрителей, слушателей) — от детской ауди>
тории до музыкантов>профессионалов, —
музыковедческое слово способно подни>
маться до уровня произведения искусства:
вызывать эмоциональный отклик, настраи>
вать на образное музыкальное восприятие,
убеждать, будить творческое воображение.
Музыковед как автор словесной (прежде
всего) композиции о музыке передает не
только информацию о явлении, его идею, но
экспрессией слова, метафорами и живопис>
ными ассоциациями, вспыхнувшими в ре>
зультате прослушивания музыки, стремится
запечатлеть образно>выразительную сферу
музыки. Он прибегает к риторическим при>
емам, к разнообразной лексике, выстраивает
темпоритм речи, эмоциональную и смысло>
вую драматургию соответственно опреде>
ленной художественной идее. Иначе говоря,
в основе музыковедческой деятельности, как
и в созидающем творчестве, лежат общие
музыкально>эстетические принципы. Они
обусловливают эмоциональную экспрессию,
сопряженную со стилистически обоснован>
ной позицией и оригинальной интерпрета>
цией, драматургическую стройность и точ>
ность образной характеристики, целена>
правленность на слушателя, читателя,
зрителя. А это — черты искусства. И не слу>
чайно многие исследователи трактуют музы>
коведение как род художественной литера>
туры о музыке, а Б. Асафьев называет себя
«музыкальным писателем». Здесь «убедитель>
ность преобладает над доказательностью,
вариантное решение над однозначностью.
Подобно исполнительскому искусству, му>
зыковедение вносит свою лепту в станов>
ление музыкального произведения, в фор>
мирование его общественного восприятия»
(Назайкинский, 1973: 10). Итак, музыковеде>
ние — это искусство словесной (вербальной
как основной) интерпретации музыки, кото>
рое максимально резонирует композитор>
скому и исполнительскому творчеству.
Безусловно, личность музыканта, ее осо>
бенность, индивидуальность, собственный
взгляд на мир — корень искусства. Но вместе
с тем общественно>исторический и социаль>
ный опыт отношений всегда присутствует
в творчестве каждого художника, в его лич>
ностных отношениях к действительности.
Для художника первична его индивидуальная
рефлексия, «разрывающая» душу, которая
может выражаться как в звуке, так и в слове
о музыке. И только в процессе воздействия на
слушателей, читателей, зрителей, когда произ>
ведение становится «фактором общественного
сознания» (Раппопорт, 1973: 31), потенциаль>
ная сила музыкальных средств превращается
в живую коммуникативную энергию, возбуж>
дающую творческую активность людей.
Известно, что вариантная множествен>
ность восприятия музыки обеспечивает ей
важную общественную роль, но, с другой сто>
роны, она вызывает потребность в уточнении
музыкального содержания. Не случайно про>
граммность получила столь широкое приме>
нение в музыке. И слово>посредник также
призвано помочь осмыслить музыкальное со>
бытие в контексте художественной традиции,
связать «композитора — исполнителя —
слушателя», пробудить творческое вообра>
жение, направитьи ускоритьпроцесс позна>
ния музыки. А если суммировать названные
функции — дать слушателю «ключ» обновле>
ния арсенала художественных и жизненных
ассоциаций, формирующих духовную пер>
спективу человека. В таком музыкальном со!
творчестве со слушателем, думается, и за>
ключена общественная значимость просвети>
тельства, его основная духовно>практическая
2010 — №1 Проблемы филологии, культурологии и искусствознания 119ценность. Современная музыкальная журна>
листика имеет огромные и далеко неисчер>
панные возможности. Ее слово может худо>
жественно воплощаться не только в вербаль>
ной, но и в аудио> и аудиовизуальной форме,
привлекая широчайший арсенал средств теат>
ра, кино, изобразительного искусства, адап>
тируя их в радио> и телеэфире, в лекторском
творчестве. Благодаря изобразительным
свойствам электронных СМИ, способных
транслировать фрагменты музыки и воочию
представлять образные параллели, художе>
ственная сторона просветительского «слова»
приобретает большую убедительность.
Путь постижения музыкальных тайн оди>
наково открыт для музыкантов всех специ>
альностей, но личный музыкальный опыт
и знания следует облечь в слова, доступные
широкому слушателю. Конечно, музыка, как
наиболее сложный и специфичный вид ис>
кусства, сопротивляется вербальному про>
чтению. И тут журналист>профессионал,
в отличие от дилетанта, знает методы эффек>
тивного решения задачи. Подчеркнем, сего>
дня важна именно универсальная направ>
ленность музыкально>просветительской дея>
тельности, которая предусматривает жур>
налистско>редакторское освоение прессы
и электронных СМИ — новейших достиже>
ний современной информационной системы.
Понимая острую необходимость музы>
кально>просветительской работы для обще>
ства и для экологии самой культуры, Ниже>
городская государственная консерватория
(ННГК) им. М. И. Глинки — единственная
из всех консерваторий России — смогла от>
крыть в 2003 г. дополнительное образователь>
ное направление «Прикладное музыковеде!
ние», которое показало свою жизнеспособ>
ность и возможность решения непростых
задач музыкального просветительства.
Курс «Прикладное музыковедение» вклю>
чает специализации: музыкальный журна>
лист (пресса, ТВ, радио, Интернет) и музы>
кальный редактор ТВ, радио, музыкальный
лектор. Студенты и аспиранты ННГК всех
специальностей, а также музыканты, имею>
щие высшее музыкальное образование, сего>
дня увлеченно постигают музыкально>про>
светительские специальности.
Уникальность образовательной программы
по музыкальной журналистике заключена в ее
универсальности: во>первых, это возмож>
ность освоения всех видовСМИ и, во>вторых,
студент одновременно овладевает смежными
специальностями — музыкального журна>
листа и музыкального редактора ТВ, радио.
Курс ориентирован на практические фор!
мыобучения: создание под руководством ве>
дущих журналистов Москвы и Нижнего
Новгорода качественных печатных, аудио>
и видеоматериалов, которые уже востребо>
ваны (публикуются в российской прессе,
звучат в эфире областного и российского ра>
дио, на коммерческих каналах, издаются на
видеодисках). За пять лет работы на нижего>
родском радио возрожден музыкальный ка>
нал — свыше тысячи радиопрограмм для де>
тей и взрослых прозвучали в эфире. Созданы
тридцать пять видеофильмов о музыке и му>
зыкантах нижегородского края, регулярно
издается интернет>альманах «Партитура» —
творческая лаборатория (пресса и Интер>
нет) начинающих журналистов, размышляю>
щих о музыкальной культуре.
Студенты>журналисты овладевают не
только тонкостями «слова» и тайнами музы>
ки, которые дает академический блок музы>
кальных дисциплин, но и всеми сопутст>
вующими журналистско>редакторской дея>
тельности теоретическими и техническими
знаниями. Сюда входят и знания особенно>
стей психологии восприятия музыки, психо>
логии общения, понимание проблем социо>
логии, которые помогают найти контакт
с потенциальным слушателем. Специальное
внимание уделяется искусству риторики, ар>
тистическим навыкам — целостный ком>
плекс знаний журналистского мастерства.
Революционные изменения, произошедшие
за последние десятилетия в системе комму>
никации, говорят о значимости мультимедиа,
охвативших все стороны современной жизни.
Электронные технологии на базе компьюте>
ров, совершившие переворот в системе инфор>
мации, не могут не коснуться и сферы обра>
120 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2010 — №1зования в области художественного творче>
ства. Совершенно очевидно, что теле> и ра>
диожурналистика сегодня как минимум рав>
нозначны прессе, и уже широкие перспек>
тивы приобретает интернет>журналистика,
в том числе и в художественной области.
Очевидно, что без подготовки специалистов
высокого уровня, без научно>исследова>
тельской работы, без учета медиатехноло>
гий в области высшего образования невоз>
можно обеспечить прогрессивное развитие
культуры. Новые информационные техно>
логии, имея огромные коммуникативные
возможности, становятся важным средст>
вом развития музыкального просветитель>
ства. И освоение комплекса специальных
технических средств — немаловажный фак>
тор формирования профессиональной ком>
петенции музыкального журналиста, спо>
собного творить художественное «слово»
о музыке для всех СМИ (пресса, Интернет,
радио, телевидение).
Представленная образовательная про>
грамма предусматривает минимальное коли!
чество времени обучения (два года) и макси!
мальное качество необходимых профессио>
нальных знаний, позволяющих студенту
осуществлять свои творческие идеи с помо>
щью новейших медиатехнологий. Образова>
тельная программа «Прикладное музыкове>
дение» не разрушает основ академического
музыкального образования, но, откликаясь
на потребности общества, дает реальную воз>
можность подготовки специалистов в сфере
музыкального просветительства на базе ву>
за. Универсальная система подготовки музы>
кальных журналистов>редакторов и лекто>
ров успешно опробована в действии. Ее по>
ложительные результаты видны уже сейчас:
появилась реальная возможность привле>
кать в СМИ не случайных людей, а действи>
тельно музыкантов>специалистов, которые
профессионально овладели навыками рабо>
ты журналиста и музыкального редактора.
Благодаря новому образовательному на>
правлению решается и проблема востребо>
ванности музыкальных специалистов, кото>
рые получают возможность реализовать себя
не только в академической музыкальной
сфере, но и в просветительстве. Более 30 на>
ших выпускников работают сегодня в раз>
ных городах России — от Омска до Пензы,
от Череповца до Кисловодска. Это начало,
но оно позволяет надеяться, что путь воз>
рождения музыкально>художественного
просветительства найден.
Программа одобрена Учебно>методиче>
ским объединением по культуре РФ и под>
держана музыкальной общественностью,
руководителями консерваторий, филармо>
ний и театров России. Признанием правиль>
ности избранного нами пути стал тот факт,
что концепция обучения прикладному музы>
коведению, представленная в этой работе,
принята за основу нового образователь>
но>го направления «Музыкально>приклад>
ное искусство» в Учебном государственном
стандарте для музыкальных вузов РФ. В него
впервые вошли специализации музыкально>
го журналиста и редактора СМИ, лектора>
музыковеда и соответственно блоки учеб>
ных дисциплин, обеспечивающие достаточ>
ный уровень профессиональной подготовки
музыкальных просветителей, предложенные
ННГК. Опыт нашей образовательной про>
граммы позволит многим российским музы>
кальным вузам активно включиться в музы>
кальное просветительство.
Мы убеждены, что в переломный для на>
шей культуры период необходимо направ>
лять деятельность профессиональных му>
зыкальных журналистов на участие в куль>
турной политике государства, стремиться
к тому, чтобы высокое искусство обрело
приоритет, стало максимально востребо>
ванным и формировало духовный климат
общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Раппопорт, С. С. (1973) Семиотика и язык
искусства // Музыкальное искусство и наука :
сб. науч. статей. Вып. 2. М. : Музыка.
С. 17–55.
Назайкинский, Е. В. (1973) Искусство
и наука в деятельности музыковеда // Там же.
С. 3–17.

http://www.zpu-journal.ru/