Статьи
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22015-04-02 20:02:20
Африканские барабаны
Одна из пословиц суахили гласит: «Когда бьют в барабан на Занзибаре, танцует вся Африка вплоть до Великих озер».
Ни одно событие в жизни не обходилось без барабанов, которые сопровождали и ритуальные действия, и обычные праздники, а еще заменяли телеграфы, передавая на сотни километров важные сообщения –ведь африканский барабан воспроизводит мелодику и ритмику речи - гласные и согласные, ударения, интонации, паузы.
Искусных барабанщиков в племени ценили, например, ашанти называли музыкантов небесными, а сам инструмент обожествляли и приносили ему в жертву вино и дичь.
Один из самых древних барабанов, судя по описаниям путешественников - европейцев, был деревянным: огромное бревно выдалбливалось изнутри, а снаружи украшалось искусной резьбой.
Барабаны делились на мужские и женские, они говорили низкими и высокими звуками. Танцы сопровождали барабаны из тыквы.Сейчас наиболее известны:
Джембе — барабан в виде кубка из выдолбленного цельного куска (обычно красного дерева), на который натягивают кожу козы, исполнители играют ладонями (в центре мембраны удар называется «бас», артикулируется как бим, бам, бум,характер его звучания – низкий и глубокий, а основной удар по краю – «тон» (ту, ти), он высокий и звонкий. Еще используется шлепок по краю – «слэп» ( артикулируется: та, па). Джембе можно настраивать на разной высоте и составлять разноголосые ансамбли. Название инструмента образовано словами Djem (порода твердого дерева) и Be (коза). Считалось, что джембе можно использовать для лечения разных болезней.
Фото:http://www.slami.ru/netcat/modules/catalog/GRP19427?f..
Группа басовых барабанов, создающих базовую полиритмию: большой - дунумба, средний- сангбан, малый - кенкени. В них используется кожа быка, натянутая при помощи колец и веревок, играют на них палкой. Всеми тремя барабанами может управлять один исполнитель, но в классическом варианте барабанщик играет только на одном инструменте, попутно извлекая и звуки из прикрепленного к барабану колокольчика.
Фото:http://chernyshev-andrej.tiu.ru/p26302643-kenkeni.html
Вот так звучит ансамбль этих инструментов:
Еще один интересный инструмент – балафон, на котором играют палочками. Он относится к группе идиофонов, состоит из 1,5-2 десятков твердых прямоугольных дощечек, соединенных кожаными ремешками. Под ними размещены тыквы, выполняющие роль резонаторов.
Фото:http://streamafrica.com/culture/the-balafon/
Источники:
1. http://www.african-drums.ru/#sthash.Eq4s9umO.dpuf
2. http://drummerblog.ru/history/
3. http://mail.model-357.ru/show.php?id_a=365
Материал подготовила Мария Чередниченко
Поделиться32015-04-02 20:13:06
Ирландские танцы (Irish dance)
Фото:http://sheilentertainmentagency.com/
Riverdance Flying Squad.
Ирландия – одна из тех стран, которые известны своей народной танцевальной культурой. Красочные танцевальные шоу, наполненные экспрессией, драматизмом, виртуозностью, такие, как «Riverdance» и «Lord of the Dance», завораживают зрителей всего мира.
Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. Для всех древних танцев страны были свойственны групповое исполнение, быстрый темп и приставные шаги. Танцы делились на «длинные», когда танцоры стояли длинными шеренгами напротив друг друга, и «круглые» (парами по кругу). Старинный hay или hey (от франц. haie, т. е. «доски в заборе») отличался большим количеством переходов, прыжков, поворотов и особой расстановкой танцоров по позициям, которая активно используется в современных театральных постановках.
После завоевания страны англичанами национальная танцевальная традиции продолжает поддерживаться стараниями бродячих учителей - «мастеров танца». У каждого из них был свой репертуар, куда входили и модные танцы других стран, например, Франции, и они активно создавали новые па. Сценой им служили любые плоские поверхности - стол, доска на бочке, а то и ровные участок земли. Первоначально под словом «степ», «шаг», понимали не нынешнюю чечетку, удар ногами в жесткой обуви, а объединение танцевальных элементов на 8 тактов музыки. И сейчас фигуры ирландских танцев могут выполняться и в жесткой обуви (jigs), и в мягких тапочках (ghillies).
Фото: http://fashionstylist.kupivip.ru/text-1 … uv-dlya..…
Фото: http://forum.elfheim.ru/index.php?action=profile&..
Руки держали прямыми по сторонам тела, так как танцор должен был продемонстрировать мастерство работы ногами, да и церковь не приветствовала активных движений руками, считая их «распутными». Поэтому основное внимание мастера уделяли легкости и точности исполнения шагов. Так рождается традиция сольного исполнения, а также сетов и кейли, двух основных видов группового танца, лежащих в основе современной школы ирландского танца.
Сольный танец - джига, рил и хорнпайп (и их разновидности) -требует долгих лет подготовки, его танцуют и в старой манере Sean - nos (шан-нос) и в новой Step dancing по правилам Гэльской Лиги, основанной в 1893 г.Правила исполнения и судейства танцев были установлены в 1929 г. Комиссией ирландского танца.
Джига (jig) - танец древнего происхождения, размер 6/8.Одиночная джига танцуется в мягких туфлях (soft shoe), тройная – в обуви с твердой подошвой (hard shoe). Размер скользящей (slip) джиги - 9/8, она танцуется только женщинами, хореография включает в себя прыжки, скольжения, обувь – на мягкой подошве.
Рил (reel) - это танец шотландского происхождения, он появляется примерно в середине XVIII века, размер 4/4, темп довольно быстрый, с перескакиваниями. Женщины танцуют его в мягкой, а мужчины- в жесткой обуви.
Хорнпайп (hornpipe) появдяется примерно в тоже время, что и рил, и напоминает его, но в более медленном виде. Отличается выраженными акцентами на 1ё и 3 долях и раскачивающимися движениями лодыжек.
Кейли (ceili) имеет фольклорные корни, движения его строго регламентированы, характерны прыжки, танец на носках и плотно прижатые к корпусу руки.
Кейли:
Сет-танцы (set-dances) основаны на французской кадрили (4 пары танцоров встают напротив друг друга по квадрату), но сет имеет более быстрый темп и характерные движения ирландских танцев. Сеты складываются из определенной последовательности. фигур, взятых из джиги, рила, хорнпайпа,с изменением музыки. В отличии от кейли, в сете нет прыжков, руки не фиксированы.
Типичные костюмы танцоров в старину состояли из платья с платком (шлейфом) на плече для женщин, юбки в складку (килта, у ирландцев он обычно однотонный,а у шотландцев в клетку) и куртки с пледом на плече у мужчин.
В начале XX века они танцевали в бриджах или брюках с широким поясом, рубашке, высоких гольфах. Сейчас обычны темные брюки, яркая рубашка с жилетом, иногда галстук:
Фото: yhttp://magazinequality4.webnode.ru/news/irlandskij-narodnyj-..
Современные женские костюмы - яркие платья, расшитые узорами:
Фото: http://bittu.org.ru/comtech/web/ireland/index-4-6.html
Ирландский народ сумел пронести через века свою уникальную культуру, и популярность национального танца в наши дни стала наградой за мастерство и самобытность многих поколений народных мастеров.
Источники:
http://www.iridan.ru/old/book13.htm
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Ирландские_т..
http://www.fiziolive.ru/html/kultura/tancy/tancy_irla..
Материал подготовила Елена Антушева
Поделиться42015-04-02 20:21:24
Фаду (Fados)
Фото:http://luxurypropertyblog.typepad.com/
Горечь шоколада, острота специй, всепоглощающая любовная страсть и сокрушающее чувство одиночества - все переплелось в фаду, жанре традиционной португальской музыки. Фаду олицетворяет Португалию, как фламенко – Испанию, йодль – Тироль, вальс - Вену….
Эта сольная лирическая песня под аккомпанемент гитары родилась где - то на рубеже XVIII - XIX веков в бедных кварталах Лиссабона, Алфаме (Alfama) и Мурарии (Mouraria). Возможно, её принесли моряки из пронизанной солнцем Бразилии или далекой таинственной Африки, а может, её оставили на Пиринейском полуострове завоеватели – арабы? Кто знает…
Известно, что фаду сначала исполняли только мужчины. В тавернах они пели о любви и надежде, ревности и грусти так чувственно и проникновенно, что даже аристократы тайком приходили послушать эту музыку - немного тоскливую, немного греховную, и обязательно - глубокую и страстную. Saudade - одно из наиболее употребимых слов в текстах песен - трудно переводимое понятие, обозначающее эмоцию глубокой внутренней тоски, одиночества и меланхолии. Да ведь и само название жанра восходит к латинскому слову «фатум», судьба…
"O Fado" - José Malhoa (1855 - 1933)
Фото: http://www.aveclassics.net/blog/2012-10-07-524
Сначала слова песен фаду не блистали литературным мастерством, но потом тексты начинают писать настоящие поэты, что позволяет к середине XX века этой музыке стать самостоятельным жанром, а её выдающимся певцам - профессиональными музыкантами. К этому времени фаду исполняют и женщины. Аккомпанируют песне по - прежнему гитары - и классическая (viola), и португальская - guitarra. Она обычно имеет 12 струн, внешне похожа на лютню, а по звучанию – на мандолину. По звучанию и типу эмоций фаду близки блюз, «жестокий» романс. Песня фаду - маленький спектакль, который часто трогает слушателя до слез.
Com que voz (Каким голосом)
Com que voz chorarei meu triste fado,
que em tão dura paixão me sepultou.
Que mor não seja a dor, que me deixou
o tempo, de meu bem desenganado.
Mas chorar não estima neste estado
aonde suspirar nunca aproveitou.
Triste quero viver, poi se mudou
em tristeza a alegria do passado.
De tanto mal, a causa é amor puro,
devido a quem de mim tenho ausente,
por quem a vida e bens dele aventuro.
Каким голосом я буду оплакивать мою печальную судьбу,
Что похоронила меня в такой мучительной страсти.?
Пусть только не мучает меня боль, что оставила мне
Время моего горького разочарования.
Но не стоит плакать мне теперь,
Когда вздохнуть уж нету сил.
Хочу я в грусти жить, ведь обернулась
Печалью радость прошлых дней.
Стольких горестей причина - чистая любовь
К тому, кого нет рядом со мной,
Ради кого поставлю свою жизнь и её радости на кон.
(Автор перевода — es.lyrsense.com
http://es.lyrsense.com/amalia_rodrigues/com_que_voz)
Современный стиль фаду складывался в работах целого созвездия ярких португальских композиторов, среди которых Алан Олман, Фредерико де Фрейташ, Фредерико Валерио и Жозе Фонтеш Роча, и певцов, которых называют фадишта. Состав исполнителей стал более свободным – в ансамбле могут быть и скрипка, и виолончель, и аккордеон с фортепиано.
В современном фаду выделяются два основных направления – лиссабонское, более фольклорное и трагическое по настроению, и коимбрское, более академическое по манере исполнения и интеллектуальное по текстам. Отличаются и гитары: лиссабонскую делают в форме яблока или сердца, коимбрская имеет грушевидную форму и более глубокое звучание.
Самой яркой звездой стиля, гастролировавшей по всему миру, стала Амалия Родригеш (Amália Rodrigues), начинавшая как уличная певица.
Фото: http://www.w.keywordpicture.com/keyword/amalia fado/
В день её смерти в стране был объявлен национальный траур – немногие удостаиваются такой чести и таких искренних слов любви и прощания!
В современной Португалии почти в каждом городе существуют «Дома фаду»( Сasa da fado), где принято отдыхать и слушать эту музыку в живом исполнении. Обычно вход в них свободный, но еда и напитки – дороже, чем в обычных ресторанах. Во время выступления царит абсолютная тишина. Среди популярных исполнителей – фадишта (fadista) - Maria Teresa de Noronha, Alberto Prado, Jose Alfonso, Carlos de Carmo, Cristina Branco и другие.
[align=center]
RODRIGO - FADO DO 31
Mariza - Chuva – Fado
Raquel Tavares - Rosa da Madragoa
В 2007 г. знаменитый режиссер Карлос Саура снял документальный фильм об этой музыке, воплотившей часть португальской души, а в 2011 фаду было признано ЮНЕСКО достоянием человечества.
Фото: http://www.locatetv.com/movie/fados/5834992
Использованы материалы сайтов:
http://musplanet1.narod.ru/
http://leromas.my1.ru/blog/2008-10-21-86
http://annaportugal.ru/
Материал подготовила Лейла Авсуварова